Подросток в кризисной ситуации
Формы кризисов Возрастные кризисы Кризисы утраты и разлуки Травматические кризисы и их признаки(с признаками физического насилия, с признакам психологического насилия)
Особенностью психотравмирующих ситуаций является то, что происходят они, что называется, за закрытыми дверями.
Еще несколько способов реагирования на кризис Регресс – в кризисной ситуации ребенок или подросток откатывается к более ранним способам реагирования: к плаксивости, капризам, несамостоятельности, возможен энурез, сосание пальцев и т.д. Подавление Я – избегание нового опыта, любого риска, он всегда пессимистически настроен в отношении собственных достижений. Отрицание – дети не воспринимают источник тревоги как реальное событие. Результат такой защиты – неадекватно завышенная самооценка, они не принимают критику, самолюбивы, активно отрицают наличие трудностей и проблем. Проецирование – приписывание другим собственных, часто отрицаемых для себя желаний и намерений. Проявляется, например, пережитое насилие в играх, рисунках, дети обвиняют других в том, что ощущают сами. Другими словами, если подросток ненавидит самоуверенных или, например, нытиков, это может быть потому, что он сам не чужд подобных качеств. Изоляция чувств – неспособность или, скорее, невозможность осознавать свои чувства и проживать их, этакая «замороженность», страх прочувствовать в полной мере и т.д.
Действия при инцидентах и кризисных ситуациях
Инциденты — это ситуации, при которых один или несколько подростков (настойчиво) проявляют неадекватное поведение (временное), нарушающее ежедневный распорядок дня. Неадекватное поведение, заключающееся, например, в несоблюдении указаний руководства школы, учителей, является обременительным, но его можно, проявляя известную настойчивость, остановить или преломить. В этом случае речь еще не идет об угрозах или агрессии физического характера.Кризисные ситуации — это ситуации, при которых один или несколько подростков настойчиво проявляют неадекватное поведение, ломающее ежедневный распорядок дня, а также ситуации, при которых лицам угрожают и/или нападают на них.
Основные принципы: предпочтение отдается ежедневному распорядку дня; с самого начала принимаются решительные меры; подросток получает информацию о том, какие навыки ему необходимы; попросите помощи и разделите роли; личная безопасность окружающих получает приоритет.
Невербальные сигналы снижающие напряжение: увеличение расстояния между руководителем и подростком; медленное проговаривание слов и предложений; тон, понижающийся к концу предложения или слова; менее частый и менее продолжительный контакт глазами; замедленные, заторможенные движения; сдержанность в физических контактах.
Кросскультурные причины: ограниченная духовная культура;обедненная досуговая среда;скука, неумение найти достойное занятие;низкая коммуникабельность, неспособность к общению с другими детьми конструктивными средствами;Эмоциональная неразвитость;Неумение использовать вербальную форму для доказательства своей правоты.
Легче предупредить, чем исправлять последствия.