Организация внеурочной деятельности школьников «Путь к успеху»
Актуальность программы Разработка и принятие данной программы обусловлены рядом наблюдаемых в школе противоречий и тревожных тенденций. Среди них: Противоречие между естественным желанием каждого ребенка к личному успеху и недостаточными условиями, обеспечивающими реализацию этой потребности в школе; Противоречие между необходимостью обеспечить личный успех каждому учащемуся школы и несовершенством имеющихся педагогических средств; Снижение интереса к общешкольным делам у школьников, участие в мероприятиях раз от раза становится все более формальным, а уровень подготовки каждого из них невысок; Формирование негативного имиджа учащихся школы как неуспешных, слабоуспевающих; Отсутствие среды для самовыражения, для реализации индивидуальных, личностных данных; Отсутствие свободы выбора, возможности свободного волеизъявления, права на ошибки и т.д.
Цель программы – Создание условий для мотивации ребенка на достижения в различных сферах деятельности, воспитание конкурентоспособной личности. Задачи: Создание условий для самовыражения учащихся и педагогов; Формирование «образа успешного человека» как элемента школьной культуры; Интеграция учебной и внеучебной деятельности в школе; Содействие развитию инициативы и творческой активности школьников и педагогов школы; Развитие ключевых компетенций личности (учебной, исследовательской, коммуникативной, организаторской).
Концептуальные положения – основа для разработки программы Успешность учащегося – необходимое условие психологического благополучия школьников и основа их здоровья; Успешность школьников – необходимое условие включения учащихся в деятельность; Успешность ребенка – необходимое условие социализации человека; Успешность воспитанника связана с опорой на вчерашний успех, с переживанием успешности сегодня, ожиданием, прогнозированием, проектированием завтрашней радости; Успешность школьника – результат реальных достижений учащегося в различных видах деятельности (спорте, творчестве, труде и др.), а успех – способ самоутверждения и самовыражения; Успешность – норма полноценной жизни ребенка; Успех – основа самооценки, самопознания, мечта о будущем достижении.
Содержание программы Номинации: «Лучший в учебе»; «Навстречу открытиям»; «Чемпион года»; «ВиТА» (Вдохновение и Талант); «Дирижер»; «Открытие года»; «Добрая душа».
Номинация «Лучший в учебе » Номинирование призвано стимулировать интерес учащихся к знаниям, сформировать у учащихся мотивацию к учебе, отметить имеющиеся достижения учащихся. Правила: номинироваться учащиеся могут самостоятельно, автоматически номинантами становятся хорошисты и отличники прошлого учебного года.
Номинация «НАВСТРЕЧУ ОТКРЫТИЯМ» Номинирование призвано отметить успехи одаренных детей, стимулировать интерес учащихся к исследовательской, научной работе, стимулировать их участие в предметных олимпиадах и поддерживать положительный имидж школы. Правила: участвуют дети, которые имеют выдающиеся способности и могут проявить их в какой-то области науки.
Номинация «ВиТА» (Вдохновение и Талант) Номинирование призвано стимулировать интерес учащихся к занятиям творчеством, отметить успехи учащихся в сфере творчества, создать ситуацию успеха для талантливых личностей, создать условия для развития у учащихся творческих способностей, отметить людей, обладающих яркими творческими способностями. Правила: номинироваться могут учащиеся и творческие коллективы. В качестве номинантов могут быть: музыканты, танцоры, актеры и поэты, художники… Проект сопровождают информационные стенды, которые отражают ход событий.
Номинация «ЧЕМПИОН ГОДА» Номинирование призвано популязировать занятия физической культурой и спортом, стимулировать интерес учащихся к занятиям физкультурой и спортом, отметить успехи ребят, занимающихся спортом, создать ситуации успеха для спортсменов школы. Правила: номинироваться могут учебные классы, спортивные команды, спортсмены индивидуально.
Номинация «ОТКРЫТИЕ ГОДА» Номинирование призвано стимулировать пробы учащихся в различных сферах деятельности. Открытием может быть назван человек, проявивший себя с неожиданной стороны, человек, сумевший преодолеть стереотипы, которые возникли по его поводу. Правила: номинироваться могут учащиеся, как и за отдельный поступок, так и за то, что в течение года человек показывал себя с неожиданной стороны.
Номинация «ДОБРАЯ ДУША» Номинирование призвано воспитывать доброе отношение школьников к окружающему миру, формирование их активной жизненной позиции. Правила: основанием для номинирования является рассказ-представление взрослого или ребенка о школьнике, который совершил дело милосердия, «Я хочу рассказать вам о…».
Номинация «ДИРИЖЕР» Номинирование призвано способствовать реализации лидерского потенциала школьников, формированию и развитию их организаторских компетенций, стимулировать их социальную активность. Дирижером здесь называют ребят, которые ведут за собой, выступают в роли лидеров, организаторов, инициаторов различных акций, мероприятий, полезных дел. В этой номинации смогут проявить себя ученики, обладающие или желающие развить в себе умение планировать и организовывать деятельность, умение творчески и неординарно мыслить и заражать своей идеей окружающих людей. Правила: заявки на участие в данной номинации подаются лично каждым желающим. За время учебного года необходимо фактически организовать одну или несколько дел, каждое из которых будет оцениваться.
Ожидаемые результаты Повышение социальной активности учащихся как в школе (ученики школы активно участвуют в данной программе), так и на уровне села, района (создание и реализация новых социальных проектов, участие учеников школы в масштабных социальных акциях и т.д.). Увеличение числа учащихся, добившихся значительных успехов в какой-либо сфере деятельности.
Стимулирование и поощрение номинантов: Стимулирование и поощрение номинантов производится по итогам четверти и года на средства спонсоров в лице общественности села, родителей, учителей, выпускников школы в виде денежных средств или другим способом: ценный приз, подарок, спонсирование поездки и др. Предполагаемые спонсоры выбирают одну из номинаций и отслеживают результаты деятельности номинантов. По итогам конкурса награждают победителей. Учителя школы организуют работу номинаций, подают достоверную информацию для награждения