ФГОС: Организация внеурочной воспитывающей деятельности школьниковИ.Г. Назарова, заведующая кафедрой педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО
Итоги экспертизы ООП НОО ОУ БПЦель экспертизы - установить соответствие содержания внеурочной деятельности основной образовательной программы начального общего образования требованиям к содержанию основных образовательных программПредмет экспертизы – содержание и способы организации внеурочной деятельности в основной образовательной программе начального общего образования
Критерии оценкиСоответствие требованиям ФГОС к структуре, содержанию, условиям организации внеурочной деятельности обучающихся:соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процессаориентированность на образовательные потребности и запросы обучающихся и их родителей при проектировании программ внеурочной деятельностисоответствие видов внеурочной деятельности, заявленных в учебном плане, требованиям ФГОСобеспечение возможности для реализации индивидуальных образовательных программ обучающихся во внеурочной деятельностииспользование в полной мере всех необходимых ресурсов МР для организации внеурочной деятельностиобеспечение возможности для выполнения заявленных требований к результатамконструктивная целостность урочного и внеурочного компонентов образовательного процесса ОУ
ДостоинстваОриентированность на потребности и запросы разных субъектов – родителей, социальных партнёров Выделены направления ВДОсуществляются попытки заключения договоров для организации ВДПредставлен опыт организации клубной, студийной, секционной, кружковой, тренинговой деятельностей в общественно-полезных и социальных практиках
НедостаткиПолное отсутствие программ ВДИгнорирование индивидуальных запросов обучающихся во внеурочной деятельности Отсутствие программ психолого – педагогического сопровождения развития учащихся на этапе начальной школы Отсутствие взаимосвязей с урочной деятельностью и с программами ДНВ и ЗОЖПодмена программ ВВД программами и планами школьного самоуправленияОтсутствие ориентации на результаты ВДОтсутствие анализа муниципальных ресурсов для организации ВД
Из Конвенции о правах ребёнка«Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт»
Второе дыхание школы - Жизнь после уроков…
Развитие компетентности к обновлению компетенцийЛичностныеМетапредметныеПредметные
От урока к внеучебной деятельностиОт урока к внеучебной деятельности
В структуре учебного плана начального общего образования Направления внеурочнойдеятельности, формы ее организации,а также привлекаемыедля неё реализацииресурсыВремя, отводимое на внеурочную деятельность, составляет до 1350 часов
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихсяДеятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования(http://www.standart.edy.ru)Внеурочная деятельность учащихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,Центр теории воспитания ИТИП РАО)
Требования стандарта к организации внеурочной деятельности школьниковНеотъемлемая часть образовательного процесса в школеСпособствует в полной мере реализовать требования ФГОС Внеурочная деятельность включается в вариативную часть БУПа школы и на нее отводится 10 часов в неделюНаполнение конкретным содержанием данного раздела находится в компетенции образовательного учрежденияЧасы, отводимые на внеурочную деятельность, используются по желанию учащихсяАудиторных занятий не должно быть более 50%Все виды внеурочной деятельности должны быть строго ориентированы на воспитательные результаты Преимущества: предоставление учащимся возможность широкого спектра занятий, направленных на развитие учащихся
Виды внеурочной деятельностиоснова разработки и реализации конкретных форм внеурочной деятельности Познавательная деятельностьИгровая деятельностьПроблемно-ценностное общениеДосугово-развлекательная деятельностьХудожественное творчествоСоциальное творчество (социально-преобразовательная деятельность)Трудовая (производственная) деятельностьСпортивно-оздоровительная деятельностьТуристско-краеведческая деятельность
Направления внеурочной деятельности Содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программСпортивно-оздоровительное Духовно-нравственное Социальное ОбщеинтеллектуальноеОбщекультурное
Ресурсы для организации внеурочной деятельности
Социальные партнёрыОбразовательные учрежденияОбразовательные учреждения дополнительного образования детейДетские общественные организацииОрганизации культуры и спорта В период каникул: тематические лагерные смены летние школы, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей
Уровни организации внеурочной деятельности
Образовательная программаСовместная программа деятельности
Результаты и эффектыРезультат – это то, что стало непосредственным итогом участия школьника в деятельности (например, школьник приобрел некое знание, пережил и прочувствовал нечто как ценность, приобрел опыт действия).Эффект – это последствие результата; то, к чему привело достижение результата.
Образовательные результаты внеурочной деятельности школьников Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили)
Результаты1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Создание образовательных систем социализации учащихся (И.И. Зарецкая) Интеграция воспитательного, социализирующего потенциала на основе взаимосвязи основного и дополнительного образования, ресурсов среды. В итоге формируются, по определению А.В. Мудрика, «центры кристаллизации»
Методический конструктор внеурочной деятельности Комплексные образовательные программыТематические образовательные программыОбразовательные программы, ориентированные на достижение результатов определенного уровня Образовательные программы по конкретным видам внеурочной деятельностиИндивидуальные образовательные программы для учащихся
Разработка программОриентация на школьников определенной возрастной группыВ определении содержания ОУ руководствуется педагогической целесообразностью и ориентируется на запросы учащихся и родителейПрограмма состоит из: введения (назначение, структура, объем часов, возраст); перечня разделов; описания разбитого по разделам содержания занятий; характеристики результатовИз описания должно быть видно, на достижение какого уровня результатов направлены занятия Программы реализуются в рамках класса и в рамках свободных объединений школьников одного возраста
Приглашаем к сотрудничеству!Кафедра общей педагогики и психологии ГОУ ЯО ИРО т.8(4852) 48-60-57 E-mail: [email protected]