Организация внеучебной (внеурочной) деятельности при введении ФГОС НОО второго поколения на первой ступени обучения Федотова Анжелика Владимировна, методист по начальному образованию ГИМЦг.Комсомольск-на-Амуре
Внеучебная (внеурочная) деятельность образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Внеурочная (внеучебная) деятельность учащихся Деятельностная организация на основе вариативной составляющей базисного учебного (образовательного) плана, организуемая участниками образовательного процесса, отличная от урочной системы обучения: экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, КВНы, школьные научные сообщества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.; занятия по направлениям внеучебной деятельности учащихся, позволяющие в полно мере реализовать Требования Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования Внеучебная деятельность школьников – понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации(Д.В. Григорьев, П.В. Степанов,Центр теории воспитания ИТИП РАО)
Задачи: обеспечить благоприятную адаптацию ребенка в школе; оптимизировать учебную нагрузку обучающихся; улучшить условия для развития ребенка; учесть возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.
Направления спортивно- оздоровительноедуховно- нравственноесоциальноеобщеинтеллектуальноеобщекультурное
Формы экскурсии кружки секцииконференции диспуты школьные научные общества олимпиадысоревнования поисковые и научные исследования социальные проектыобщественно полезные практики и др.
Типы организационных моделей внеурочной деятельности модель дополнительного образования модель «школы полного дня»; оптимизационная модель инновационно- образовательная модель.
Модель дополнительного образования опирается на преимущественное использование потенциала внутришкольного дополнительного образования и на сотрудничество с учреждениями дополнительного образования детей.
Модель «школы полного дня» реализация внеурочной деятельности преимущественно воспитателями групп продленного дня
Оптимизационная модель Модель внеурочной деятельности на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения предполагает, что в ее реализации принимают участие все педагогические работники данного учреждения: учителя, педагог-организатор, социальный педагог, педагог-психолог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, воспитатель, старший вожатый, тьютор и другие.
Инновационно- образовательная модель опирается на деятельность инновационной (экспериментальной, пилотной, внедренческой) площадки федерального, регионального, муниципального или институционального уровня, которая существует в образовательном учреждении.
Направления воспитательной работы ПатриотическоеОбразовательноеПроектная деятельностьСпортивно-оздоровительноеХудожественно-эстетическоеОбщественно-полезная деятельность
Ведущие формы деятельности: Образовательные и краеведческие экскурсииКлассные часы на изучение правовых норм государства, законовКТД, праздники, викторины, познавательные игрыСмотры-конкурсы, выставкиИсследовательская деятельностьШкольный музейЭтические беседы, уроки мужества, встречи с ветеранами ВОВ
Образовательное направление Ведущие формы деятельности: Викторины, познавательные игры и беседыДетские исследовательские проектыВнешкольные акции познавательной направленности (олимпиады, конференции учащихся, интеллектуальные марафоны)Предметные недели, праздники, уроки Знаний, конкурсы…
Спортивно-оздоровительное направление Ведущие формы деятельности: Спортивно-массовые и физкультурно-оздоровительные общешкольные мероприятия: школьные спортивные турниры, соревнования, Дни ЗдоровьяУтренняя зарядка, физкультминутки на уроках, организация активных оздоровительных перемен и прогулок на свежем воздухе во время группы продленного дняКонтроль за соблюдением санитарно-гигиенических требованийОформление уголков по технике безопасности, проведение инструктажа с детьмиТематические беседы со школьным фельдшеромИнтерактивные игры, спортивные конкурсы в классе, викторины, проекты «Здоровье - плюс», обсуждение газетных и журнальных публикаций по теме «Спорт»Поощрение учащихся, демонстрирующих ответственное отношение к занятиям спортом, демонстрация спортивных достижений учащихся класса.Агитация и запись учащихся класса в спортивные секцииОрганизация походов выходного дня
Художественно-эстетические направление Ведущие формы деятельности:Культпоходы в театры, музеи, выставкиКонцерты, инсценировки, праздники на уровне класса и школыКружки художественного творчестваХудожественные выставки, фестивали искусств, спектакли в классе, школеПриглашение артистов театров города в школуПраздничное оформление школы и классных комнат
Формы организации внеурочной деятельности по курсу «Технология» индивидуальная творческая деятельность по интересам в семье с последующим представлением творческих достижений на праздниках и выставках;кружки, творческие группы и клубы по интересам:технические объединения (ЛЕГО-клуб, техническое моделирование, авиамодельные, судомодельные, автомодельные кружки, «Юные конструкторы и изобретатели», «Оч. умелые ручки» и т. п.);художественно- прикладные кружки (оригами, художественной вышивки, вязания, макраме, мягкой игрушки, бисероплетения, «Юный скульптор», «Золотая соломка», «Книжкина больница», «Куклы народов мира», «Букеты со всего света», «Украшения - своими руками», «Подарки и сувениры», «Театр на столе» и т. п.);
Варианты проектной деятельности в рамках курса «Литературное чтение» Тема: сказкиПроекты:Создание сборника сказок об одном из животных (зайце, лисе, медведе, волке).Герои сказок в лепке.Герои сказок в рисунках.Создание костюмов для сказочных персонажей. Постановка спектакля по мотивам одной из сказок. Создание собственных сказок. Коллаж «Заселим улицу сказочными домиками».
Примеры проектов в рамках курса «Математика» Темы:Игры с числамиНевозможные рисункиЛогические задачи. Магические квадратСтаринные задачи. «Фокусы с числами» Логические игры«Развертки»Примеры проектов: • Бумажный домик с мебелью.• Бумажные макеты транспорта (самолеты, корабли,).• Чемпионат класса по логической игре.• Конкурс математических развлечений.•Энциклопедия математических развлечений. •Математический праздник.
«Окружающий мир» Проектная деятельность способствует формированию общеучебных компетентностей: информационной, коммуникативной, социальной, а также включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик сам формирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность (рефлексия).Внеурочная деятельность, связанная с изучением курса «Окружающий мир», предусматривает организацию проектной деятельности, нацеленной на освоение содержания в процессе планирования и выполнения постепенно усложняющихся практических заданий, проектирование решения тех или иных проблем. Исследовательская проектная деятельность позволяет ученику самостоятельно осваивать содержание, работая с разнообразными источниками информации, приборами, лабораторным оборудованием
Результативность воспитательного процесса Достижение педагогом такого качества организации совместной деятельности воспитанников, ее видов и форм, при котором обеспечивается реальная возможность: разностороннего личностного проявления, обогащения личного опыта социально и личностно-значимым содержанием, продуктивности их деятельности, выражаемой в соответствующих предметно-практических достижениях.
Образовательные результаты внеучебной деятельности школьников Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни. Второй уровень результатов – формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного социального действия. «Действии для людей и на людях» (М.К. Мамардашвили)
Результаты 1-й уровень – школьник знает и понимает общественную жизнь2-й уровень – школьник ценит общественную жизнь3-й уровень – школьник самостоятельно действует в общественной жизни
Воспитательная работа в классе процесс совместной деятельности классного руководителя, детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в классном сообществе
Работа в микрогруппах 10-15 минут 1 группа:Разработать функций классного руководителя (основные – 5-6)2 группа:Разработать формы плана (сетки) воспитательной работы класса.3 группа:Зафиксировать направления воспитательной системы класса (основных 3-4)4 группа:Определить формы и способы совместной деятельности учителя, учащихся и родителей, которые будут способствовать формированию модели выпускника начальной школы.
Рефлексия Почему выделили данные направления?- Почему именно эти направления, Вы считаете основными?
Спасибо за внимание