Сущность воспитания и его место в образовательном процессе Лекция кандидата педагогических наук, доцента Ольги Владимировны Правдиной Поволжская государственная социально-гуманитарная академия Факультет специального образования Кафедра педагогики 2012 год
План лекции: Понятие «воспитание» относительно понятий «социализация», «формирование», «развитие» личности Закономерности и принципы воспитания Функции воспитания (структура и логика) Цели воспитания Самовоспитание Управление воспитанием, диагностика воспитанности
Понятие «воспитание» рассматривается в нескольких аспектах: В педагогическом смысле – специальная деятельность, процесс целенаправленного формирования личности, предполагающий систему организационных средств влияния на воспитуемого В социальном смысле - это передача накопленного опыта старших поколений младшим (духовное наследие человечества: ЗУ, способы мышления, правовые, нравственные нормы и т.д.)
Понятие «воспитание» (вос-питание) –вскармливание, питание ребёнка, не приспособленного к жизни исходное значение слова Наставление (восприятие слова) Как педагогическое понятие включает в себя 3 признака: А) целенаправленность (подражание образцу); Б) соответствие ходу процесса социализации (приобщение к культурным ценностям и преобразование общества); В) присутствие системы организующих влияний
Понятие «воспитание» (современное понятие) Целенаправленное создание условий (материальных, духовных, организационных) для развития человека /Российская педаг.энцикл./ Лихачёв Борис Тимофеевич – автор «создания условий». Василий Васильевич Давыдов поддержал. Мудрик А.В. «В.- создание условий для целенаправленного системного развития личности» Выготский Л.С., Леонтьева А.И. – «В. тесно связано с развитием – врастание ребёнка в культуру в процессе социализации»
В. – это система профессиональной деятельности педагога, состоит из 3-х ключевых компонентов: Воспитывающая среда Воспитывающая деятельность Осмысление мира и себя в этом мире Модель поведения, предъявляемая социальной средой Собственная Деятельность субъекта Возвратно- Оценивающее Воздействие среды
К механизмам социализации относятся: Подражание Внушение Конформность Следование нормам В.-социальное явление и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества В.-целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в данном обществе, осуществляется через специально создаваемые государством и обществом структуры, контролируемые и корректируемые обществом
Социализация – развитие человека в результате воздействия всех факторов социальной среды (микро, мезо, макро, мега) Воспитание – система целенаправленных взаимодействий и взаимоотношений
Характерные признаки воспитательного процесса: Целенаправленность Единство цели Длительность Многофакторность Подвижность Непрерывность Комплексность Вариативность Двусторонность Противоречивость Личность воспитателя Процесс воспитания длится всю жизнь, он достаточно динамичен и изменчив
Закономерности и принципы воспитания Закономерности воспитания представляют собой существенные внутренние и внешние связи между важнейшими компонентами системы воспитания Принципы воспитания – это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, организационные формаы и методы воспитательного процесса
Общие закономерности воспитания Общие принципы воспитания Цели, характер и содержание воспитания определяются объективными потребностями общества, интересами государства, социокультурными и этическими нормами и традициями. Принцип общественной направленности воспитания: Соответствия характера и содержания воспитания социальным потребностям, интересам страны и народа, гуманистическим и социокультурным нормам, национальным традициям. Принцип субъектности – развитие способности рбенка осознавать свое «Я» во взаимоотношениях с людьми, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию
Общие закономерности воспитания Общие принципы воспитания Результаты воспитания обусловлены согласованностью педагогических воздействий, влияния объективных и субъективных факторов. Принцип единства воспитательных воздействий семьи, образовательного учреждения, коллектива, общественных организаций Принцип учета индивидуальных и половозрастных особенностей, личностных характеристик и возможностей , детей Принцип сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий
Общие закономерности воспитания Общие принципы воспитания Позитивая реакция личности на педагогическое воздействие обусловлена учетом ее потребностей, интересов и возможностей, уважительным и требовательным отношением, опорой на положительное, созданием оптимистических перспектив личностного развития. Принцип личностно-ориентированного подхода в воспитании Принцип гуманистической направленности воспитания : гуманное отношение к личности ребенка; уважение его прав и свобод, в т.ч. права быть самим собой; предъявление разумных и посильных требований. Принцип опоры на положительное в человеке
Общие закономерности воспитания Общие принципы воспитания Эффективность воспитания обусловлена степень собственной активности студента, содержанием и способом организации деятельности, в которую он включен мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельность студентов Принцип деятельностного подхода в воспитании Принцип стимулирования активности личности студента, его участия в социально полезной и субъективно значимой деятельности Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности студентов Принцип вариативности деятельности соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности
Общие закономерности воспитания Общие принципы воспитания Эффективность воспитания обусловлена степень собственной активности студента, содержанием и способом организации деятельности, в которую он включен мотивами участия в деятельности, характером педагогического руководства деятельность студентов Принцип деятельностного подхода в воспитании Принцип стимулирования активности личности студента, его участия в социально полезной и субъективно значимой деятельности Принцип сочетания педагогического руководства деятельностью с развитием инициативы и самостоятельности студентов Принцип вариативности деятельности соответствия ее содержания изменяющимся потребностям, интересам, возможностям личности
Общие закономерности воспитания Общие принципы воспитания Эффективность воспитания обусловлена признанием личности как целостности и соответствующей организацией системы воспитательных воздействий и взаимодействий Принцип целостного подхода к воспитанию Принцип единства воспитания и обучения Принцип ориентированности педагогической деятельности и взаимодействий на формирование у школьника, студента единства сознания и опыта деятельности Принцип эстетизации школьной, студенческой жизни
Воспитание как любой целенаправленный процесс обладает внутренней логикой и структурой, которую можно представить в виде последовательно реализуемых функций. Аналитическая функция Прогностическая функция Проектировочная функция Организаторская функция Контрольно – оценочная функция Диагностическая функция СТУКТУРА И ЛОГИКА ВОСПИТАНИЯ 3. Функции воспитания (структура и логика)
АНАЛИТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – изучение личности школьника, студента и социально- педагогической ситуации ее развития. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – выявление реального уровня развития школьника, студента; установление причинно-следственных связей, определяющих формирование его личности. ПРОГНОСТИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ – целеполагание, формулирование ожидаемого результата и условий его достижения. ПРОЕКТИРОВОЧНАЯ ФУНКЦИЯ – разработка программы и плана, выбор способов деятельности, направленной на достижение цели. ОРГАНИЗТОРСКАЯ ФУНКЦИЯ- формирование мотивации развития личности школьника, студента, просвещение, организация деятельности и общения. КОНТРОЛЬНО ОЦЕНОЧНАЯ ФУНКЦИЯ – выявление и оценка результатов воспитания, эффективности форм и способов организации воспитательного взаимодействия.
Цели воспитания Цель – это мысленное предвосхищение результатов деятельности В отечественной педагогике цель воспитания: «Формирование ВСЕСТРОРОННЕ ГАРМОНИЧНОЙ ЛИЧНОСТИ» 1 пласт: интеллектуальное, физическое, психическое, нравственное, эстетическое 2 пласт: трудовое 3 пласт: экологическое, экономическое, политическое, культурное Гармоничное – не однобокое, без неравномерностей
Задачи воспитания : Умственное воспитание Воспитание гражданственности Эстетическое воспитание Трудовое воспитание Физическое воспитание Нравственное воспитание Экологическое, правовое, экономическое, политическое, культурное
Алгоритм реализации задач ВОСПИТАНИЯ Формирование знаний и способов учебно-познавательной и практической деятельности Формирование мотивации и опыта деятельности Формирование культуры и опыта общения Формирование субъективно-личностных рациональных и эмоциональных отношений
Умственное воспитание Задачи: 1)Формирование мотивации учебно-познавательной деятельности, развитие познавательных интересов, потребности в самообразовании 2) Формирование опыта (ЗУН) познавательной деятельности, способности к творчеству, к принятию нестандартных решений, развитие мышления 3) Развитие эрудиции, помощь в овладении системой научных и прикладных знаний, формирование мировоззрения в освоении способов деятельности 4) Формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, знаниям Пути осуществления: В учебном процессе в ОУ общего, профессионального и дополнительного образования В процессе самообразования В процессе совместной деятельности и общения с другими людьми В результате СМИ
5. Самовоспитание Самовоспитание – осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательны личностных качеств. Перевоспитание – вид воспитания, цель которого устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности.
Основные мотивы самовоспитания на разных этапах его осуществления Этап осознания самовоспитания. Мотив – стремление к самосовершенствованию Этап ситуативного самовоспитания. Мотив – стремление через изменение поступков прийти к изменению качеств личности. Этап «самоисправления поступков». Мотив – стремление изменить конкретную форму своего поведения под влиянием внешних требований. Источник и движущая сила самовоспитания – потребность в саморазвитии, достижении желаемого
Структура процесса самовоспитания Осознание потребности и желания изменить себя, усовершенствовать свои личностные качества Самоанализ Самооценка Определение цели, программы и плана деятельности Деятельность, направленная на самоизменение и самосовершенствование Методы, приемы и средства деятельности по самовоспитанию
Структура процесса самовоспитания Самообязательство, самоприказ, самопринуждение, самоуговаривание, самоубеждение Самоинструктирование, самопереключение, самонапоминание Эмоционально-мысленный перенос в положение другого Самоконтроль, самооценка, корректировка плана деятельности Самовнушение, самопоощрение, Самонаказание, самоутешение … И снова деятельность Деятельность
6. Диагностика воспитанности Воспитаность – это степень соответствия школьника его личностного развития поставленной педагогами цели. Цель выступает мерилом степени педагогического успеха, она и критерий профессиональной оценки воспитательного результата. Главный критерий В. школьников – это их дела, мотивы поступки, которыми они руководствуются. Педагогическая диагностика – это получение педагогической характеристики из материала, полученного особым способом, который прямо нацелен на выявление личностных характеристик.
Методики диагностики Опросник Анкета «Недописанный тезис, рассказ, диалог и т.д.» Ранжирование, Шкалирование Рисуночный тест
Уровни воспитанности Нулевой (невоспитанность) – отрицательный опыт поведения, неразвитость самоорганизации и саморегуляции, несформированность компонентов личности, нарушающих её целостность или деформирующих её структуру. Низкий- слабое проявление положительного, неустойчивый опыт поведения, наблюдаются срывы, поведение регулируется не внутренней потребностью личности, а внешними требованиями Средний- устойчивое положительное поведение, наличие регуляции и саморегуляции, хотя активная общественная позиция еще не проявляется, некоторое нарушение целостной характеристики личности, потребность в практической деятельности, осознание необходимость в общении и взаимодействии, наличие отдельных коммуникативных навыков.
Уровни воспитанности Высокий уровень- наличие устойчивого и положительного нравственного поведения, самогуляция наряду со стремлением к организации деятельности и поведения других лиц, проявление активной общественной позиции. Все компоненты личности – единое целое. Постоянное стремление к участию в практической деятельности, устойчивая психологическая установка на общение и взаимодействие, наличие определенных навыков.