Презентация книгиА. И. Савенков «Методика исследовательского обучения младших школьников»
Анотация Предлагаемые методические пояснения ориентированы на решение практических задач исследовательского обучения в образовательной практике современной начальной школы. Описаны доступные методические приемы и эффективные формы организации исследовательского обучения младших школьников. Пособие адресовано учителям и школьным психологам, но может быть полезно студентам педагогических университетов и колледжей, а также родителям.
Обучение путем исследований в современной образовательной практике рассматривается как один из эффективных способов познания окружающего мира ребенком. Данное пособие поможет решить практические задачи исследовательского обучения младших школьников.
Глава первая «Исследовательское обучение в современной образовательной практике» кратко вводит читателя в контекст рассуждений о роли и месте исследовательского поведения в развитии личности ребенка и о роли исследовательского обучения в практике современного образования.
Вторая глава «Тренинг исследовательских способностей» рассматривает концепцию развития исследовательских способностей школьников. Особое внимание в этой главе уделяется различным методикам развития общих исследовательских умений и навыков школьника.
Третья глава «Методика проведения учебных исследований с первоклассниками» Эта методика призвана помочь детям освоить первые навыки исследовательского поиска. Она включает в себя два уровня: первый - условно назван «тренировочным», второй - «основным». Тренировочные занятия направлены на знакомство детей с методикой поиска, сбора и представления информации. Последующие занятия, названные основными, построены на самостоятельном исследовательском поиске каждого ребенка.
Несмотря на то, что изложенная в третьей главе методика адресуется первоклассникам, возрастной диапазон ее применения гораздо шире. Специальные исследования, проведенные в ходе ее разработки, показывают, что она хорошо работает и со старшими дошкольниками, и со студентами университетов. Но ее использование наиболее логично, а потому и более результативно на начальных этапах приобщения учащихся к исследовательскому поиску.
Глава четвертая «Методы и приемы активизации поисковой активности младших школьников» излагается материал, который в одинаковой степени может быть востребован в работе с учащимися вторых, третьих и четвертых классов. В этой части текста содержатся методические рекомендации по реализации исследовательского обучения в современной начальной школе.
Пятая глава «Самостоятельная исследовательская практика школьников» ориентирован на разрешение самых проблемных практических вопросов организации и методики исследовательского обучения младших школьников. Таких, например: как помочь ребенку выбрать тему исследования; как вести сбор материала; как подготовить и провести защиту детских исследовательских работ и выполненных ими проектов и др.
Шестая глава «Мониторинг учебно-исследовательской деятельности младших школьников» подробно рассматривает мониторинг учебно-исследовательской деятельности младших школьников.
Данное методическое пособие является частью единого УМК «Исследовательское обучение в начальной школе». В него входят: 1. Программа исследовательского обучения младших школьников. 2. Рабочая тетрадь «Я – исследователь». 3. Методика исследовательского обучения младших школьников.