Учебная мотивация и ее развитие Клепикова Г.И. преподаватель психологи КГБОУ СПО «Енисейский педагогический колледж»
Учебная мотивацияопределяет поведение и деятельность школьника в процессе учения
Мотив направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика с ней
Классификация мотивов Внешние (награда, требование…)Внутренние (любознательность…)
Виды мотивов познавательные мотивы (у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета)социальные мотивы (у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения)
Уровни познавательных мотивов: широкие познавательные мотивы (ориентация на овладение новыми знаниями); учебно-познавательные мотивы (ориентация на усвоение приемов самостоятельного приобретения знаний); мотивы самообразования (ориентация на приобретение дополнительных знаний)
Уровни социальных мотивов широкие социальные мотивы (долг и ответственность); узкие социальные, или позиционные, мотивы (стремление занять определенную позицию, в отношениях с окружающими); мотивы социального сотрудничества (ориентация на разные способы взаимодействия с другим человеком)
Мотивация школьников
Педагогические способы и приёмы стимулирования и мотивации учения «Контракты» - индивидуальные и групповые договоры («Линия времени»)Приемы на понимание нужности данного предмета («Оратор», «Автор», «Фантазер», «Кумир», «Профи») Приемы, развивающие умение определять зону ближайшего развитияПриемы, создающие ситуации успеха Приемы, создающие связь изучаемого с интересами, уже существовавшими у школьников ранее
Задания, создающие проблемность обучения Постановка задачи, решение которой возможно лишь на основе изучения данной темы;Вопрос о теоретической и практической значимости предстоящей темы (раздела) программыРассказ о том, как решалась проблема в истории науки
Задания, создающие проблемность обучения Вопросы – противоречияВопросы, требующие установления сходства и различиявопросы по установлению причинно–следственных связейзадания, которые требуют от школьников исправления ошибок
Педагогические способы и приёмы стимулирования и мотивации учения «Мозговая атака»Проектная деятельность (монопроекты, коллективные проекты, межпредметные (на основе координации учебных предметов) и монопредметные проекты)Нетрадиционные формы контроля и оценки знаний учащихся на уроках («Касса моих успехов», «Касса моих ошибок»)