Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес учащихся к предмету? 900igr.net
Все дети могут успешно учиться, если школа умеет учить. Д.Г. Левитас
На заседании №3 МК преподавателей ООД 29.11 2010г были рассмотрены вопросы: Что такое результат на уроке? Взаимосвязь цели и результата на уроке? Взаимосвязь содержания и результата на уроке? Учёт особенностей учащихся и их влияние на результат урока?
Были выявлены проблемы работы со слабоуспевающими учащимися. Обсуждены методы и формы обучения в развитии и стимулировании познавательной мотивации учащихся. Познакомлены с разработками дополнительных мер, направленных на создание условий для обучения детей, имеющих различные способности.
Дифференциация обучения Дидактический принцип, согласно которому для повышения эффективности создаётся комплекс дидактических условий, учитывающий типологические особенности учащихся, в соответствии с которыми отбираются и дифференцируются цели, содержание образования, формы и методы обучения.
Индивидуализация обучения взаимодействие учителя с группой учащихся или с одним учеником по индивидуальной модели с учётом личных способностей и особенностей.
Значение уровневой дифференциации учебные возможности ученика; его личные качества, которые играют огромную роль в усвоении учебного материала; опирается на обратную связь с учеником на каждом уроке.
Положительные стороны дифференциации исключение уравниловки и усреднения учащихся; повышение уровня мотивации учения в группах с высоким и достаточным уровнем учебных достижений; объединение учащихся в группы равных по способностям детей для облегчения учения и усвоения предметного материала; создание щадящих условий для слабых учащихся.
Как сохранить познавательную мотивацию и удержать интерес ученика к предмету? Как развить у учеников интерес к предмету? Какие способы повышения работоспособности на уроках вы используете? Какие формы организации обучения работает на развитие личности ребёнка? Как индивидуализировать обучение на уроке?
Мотивационная сфера человека имеет свои источники в практической деятельности. Ученик есть деятельное существо. Он всегда что-то делает, участвует в какой-то деятельности. Для того чтобы ученик успешно учился, он должен совершать не любые действия, а вполне определенные.
Мотивационная сфера учения учащихся определяется следующими понятиями: это внутреннее отношение учащихся к учению. Психологи отмечают, что смысл учения — это сложное личностное образование, которое включает два момента: 1.Осознание ребенком объективной значимости учения; 2.Понимание ребенком субъективной значимости учения. это побудительная причина, внутреннее личностное побуждение к действию, осознанная заинтересован- ность в его совершении; это направленность учащихся на выполнение отдельных действий, входящих в учебную деятельность. Через постановку целей воплощаются мотивы учения; это реакция учащихся на воздействие внутренних и внешних раздражителей. Эмоции зависят от особенностей учебной деятельности учащихся, они сопровождают процесс учения и предшествуют ему. Смысл учения Мотив учения Постановка целей Интересы Эмоции это познавательно- эмоциональное отношение учащихся к учению. Для учителя это соотношение смысла учения, характера мотивов, зрелости целей и особенностей эмоций.
Мотивационную сферу можно разделить на познавательные и социальные мотивы. познавательные мотивы социальные мотивы направленность на изучение материала по предмету; процесс познания; приёмы приобретения знаний; организация учебного труда; самообразование. направленность на общение с людьми; отношения с другими людьми; стремление занять определённое место среди сверстников; заслужить авторитет; осознавать анализировать способы своего сотрудничества и взаимодействия.
содержание учебного компонента; методы и средства обучения; организационные формы и стиль взаимодействия учителя и учащегося. Урок Урок обладает большими мотивационными возможностями, которые реализуются через его компоненты:
Постоянно стимулировать и мотивировать положительного отношения к учению через обеспечение психического и физического здоровья на уроке, соблюдение гигиены труда; Создавать ситуации успеха; Стимулировать мотивацию через удовлетворение потребности учащихся в общении и сотрудничестве с учителем и одноклассниками; Способствовать развитию как “сильных”, так и “слабых” учащихся, сохранять их веру в свои силы, давать толчок к самообразованию; Стимулировать любознательность, познавательные интересы и способности. При подготовке к уроку необходимо учитывать мотивационное обеспечение урока:
Большую роль в создании мотивации играют цели урока Цель должна указывать на её достижение; у учителя должны быть способы и приемы проверить достигнута ли цель урока; Общие цели урока должны быть детализированы микроцелями, т.е. задачами этапов урока; Необходимо проектировать перспективные цели, рассчитанные на весь период изучения курса (цель курса реализуется через систему уроков); Необходимо обеспечивать понимание и принятие цели учащимися как собственную, значимую для себя, для своего духовного, интеллектуального развития и личностного становления; Цель должна соизмеряться с возможностями учащихся; Проектируя урок, учитель, должен быть внутренне готов к тому, чтобы принимать оперативные решения и вносить необходимые изменения Цели урока:
Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создаёт пробудившийся у школьника интерес к предмету Существует широкий спектр способов и приёмов развития такого интереса. Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношения учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций.
Повышение интереса к учебному материалу Привлекательная цель Удивляй! Отсроченная отгадка Фантастическая добавка Лови ошибку! Практичность теории Пресс – конференция Вопрос к тексту
Что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную сферу на уроке: Неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута; Неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке; Неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика; Отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся; Педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю; Несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствие профессионализма;
Вывод: МОТИВАЦИЯ УЧЕНИЯ - ОСНОВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться.» В.А. Сухомлинский