Требования к современному уроку 900igr.net
«Урок есть искусство, его и надо доводить на уровень искусства. Бывают уроки более интересные, чем лю-бой спектакль… В педагогике не принято говорить о драма-тургии урока, а жаль: в хоро-шем уроке есть завязка, куль-минация, развязка, текст и подтекст» С.Л. Соловейчик
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдём у наших детей завтра» Джон Дьюи
Три постулата заложены в основании новой технологии урока. Первый: «Урок есть открытие исти-ны, поиск и осмысление её в совмест-ной деятельности учителя и учени-ка». Второй: «Урок есть часть жизни ре-бёнка». Третий: «Человек на уроке всегда ос-таётся наивысшей ценностью , выс-тупая в роли цели и никогда не высту-пая в виде средства».
Социализация – это процесс воздействия общества на личность, в результате которого она приобретает знания, умения, социальный опыт, усваивает новые социальные роли.
Урок изучения нового материала Урок закрепления знаний Урок комплексного применения знаний Урок обобщения и систематизации знаний Урок контроля, оценки и коррекции знаний ТИПЫ УРОКОВ ПО ОСНОВНЫМ ДИДАКТИЧЕСКИМ ЦЕЛЯМ
Основные компоненты современного урока Организационный Целевой Мотивационный Коммуникативный Содержательный Технологический Контрольно-оценочный Аналитический
Требования к структуре урока.
Необходимо: -правильно определить дидакти-ческие и воспитательные цели урока и его значение в системе уроков по теме; -определить тип урока, проду-мать и обосновать его струк-туру; -связать этот урок с предыду-щими и последующими уроками;
- отобрать и применить опти-мальные сочетания методов изучения нового материала; -обеспечить систематический и разнообразный контроль знаний обучающегося; -продумать систему повторения и закрепления изученного материала; -найти оптимальное место домашнему заданию.
Требования к подготовке и организации урока
-обеспечить на уроке охрану здоровья школьников; -начинать подготовку к каждому конкретному уроку с планирова-ния системы уроков по данной теме; -своевременно подготовить к каждому уроку демонстрацион-ный и дидактический материал, технические средства обучения;
-обеспечить разнообразие типов уроков в системе уроков по дан-ной теме; -создать возможность для обуча-ющихся часть знаний на уроке получать самостоятельно под руководством учителя.
Требования к содержанию урока и процессу учения.
-урок должен быть воспитываю-щим; -обязательно выполнять требо-вания, вытекающие из основных дидактических принципов, т. е. обеспечить изучение основ науки, систематичность, проч-ность знаний, учёт индивидуаль-ных возможностей, связь полученных знаний с жизнью;
-процесс поиска истины должен быть строго обоснованным умо-заключениями обучающихся и учителя, доказательным; -в процессе учения надо воспи-тывать аккуратность, терпели-вость, упорство в достижении цели, умение вести себя в кол-лективе и т. д.
Требования к технике проведения урока.
-урок должен быть эмоциональ-ным, вызывать интерес к уче-нию, воспитывать потребность в знаниях; -темп и ритм урока должны быть оптимальными, действия учителя и обучающихся завершёнными; -необходим полный контроль во взаимодействии учителя и обучающихся на уроке, педагогический такт;
-создать атмосферу доброжела-тельности и активного творческого труда; -менять по возможности виды деятельности обучающихся, опти-мально сочетать разнообразные методы обучения; -обеспечить соблюдение единого орфографического режима, принятого в школе; -управлять учебным процессом на уроке. Большую часть урока активно работают обучающиеся.
Источники воспитательного воздействия на уроке Через содержание образования (особенно гуманитарных дисциплин): поведение , мысли, поступки исторических деятелей, литературных героев, биографии поэтов, писателей, ученых, практическое применение научных открытий (во имя добра или зла); Через методы и формы обучения: увлечение детей , а не принуждение к учебе, стимулирование познавательного интереса , а не унижающая ирония; Через использование случайно возникших и специальное создание воспитывающих ситуаций; Через личность самого учителя (в наибольшей степени).