Организация и содержание физминутки на уроке 900igr.net
Особенность ВНД младших школьников: Неустойчивость основных процессов и преобладание возбудительных процессов, Повышенная истощаемость при нагрузке, Затрудненность формирования новых условных связей (требуется большее число повторений), Непрочность вновь образованных связей и их утрата.
Особенность анализаторных систем и опорно-двигательного аппарата: К 6-7 годам заканчивается формирование совместного зрения двумя глазами (пространственное восприятие), Недостаточная устойчивость и повышенная чувствительность к внешним воздействия, т.к. продолжается развитие других функций зрения, Слуховой анализатор не обладает всеми качествами (ниже порог слышимости, ниже острота слуха на слова).
Скелет, суставно-связочный аппарат и мускулатура несовершенен (дисфункции мышечных групп в области позвоночника). Недостаточное развитие эластичности сосудов, высокая возбудимость дыхательного центра (быстрое нарушение ритма дыхательных движений) создают предпосылки воспалительных заболеваний верхних дыхательных путей.
Упражнения должны быть просты, интересны, доступны детям, по возможности связаны с содержанием урока. Комплекс должен состоять из одного - двух упражнений, повторяющихся 4-6 раз. Замена комплекса проводится не реже 1 раза в две недели. Содержание упражнений должно зависеть от характера и условий проведения урока. Так, после письменных заданий, включают движения рук, сжимание и разжимание пальцев и т.д. Во время контрольных и некоторых практических уроках (труд, физкультура, ритмика и др.) физкультминутку не проводят. На первом уроке достаточно одной физкультминутки на 25-ой минуте урока, на втором и третьем уроках — по 2 физкультминутки на 10-й и 20-ой минутах, на четвертом уроке — 3 физкультминутки на 10-ой, 20-ой и 30-й минутах.
Физминутки для улучшения мозгового кровообращения ; Физминутки для младших школьников на уроках с элементами письма ; Физминутки для глаз .
1. Исходное положение (и.п.) - сидя на стуле, 1-2 - плавно наклонить голову назад, 3-4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. 2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный. 3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево, 2 - и.п., 3-4 - то же правой рукой. Повторить 4-6 раз. Темп медленный. Во время выполнений упражнений включается дыхание.
Шапка для размышлений (улучшить внимание, правописание, ясное восприятие и речь). Дети мягко заворачивают уши от верхней точки до мочки 3 раза. Это помогает им услышать резонирующий звук своего голоса, когда они говорят или поют. Ленивые восьмерки (активизирует структуры, обеспечивающие запоминание, повышают устойчивость внимания). Дети рисуют в воздухе в горизонтальной (вертикальной) плоскости «8» по 3 раза каждой рукой, а затем повторяют это движение обеими руками. Лягушки (снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания). Положить руки на стол (колени). Одна рука сжата в кулак, другая лежит на плоскости стола (ладошка). Одновременно менять положение рук. Усложнение упражнения состоит в ускорении. Кулак – ребро – ладонь (снятие мышечного напряжения кистей рук, улучшение внимания).чередование кисти в трех положениях: ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на столе. Ребенок может самостоятельно произносить инструкцию синхронизируясь с классом.
Лезгинка (снятие мышечного напряжения рук, улучшение внимания и самоконтроля). Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений. Ухо – нос (согласование деятельности, активизация внимания, улучшение мыслительной деятельности). Левой рукой взяться за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, поменять положение рук «с точностью до наоборот».
Самомассаж фаланг пальцев – поглаживание большим пальцем всех по очереди других пальцев по направлению от ногтевой фаланги к основанию пальца. Упражнение выполняется сразу на двух руках. Игра с пальчиками «Колечки». Руки как грабельки скребут по шершавой поверхности подушечками пальцев. Ладони лежат на поверхности стола. Синхронное поочередное поднимание-опускание пальцев. Ребенок катает грецкий орех (шишку, фундук) между ладонями.
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз. 2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз. 3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз. 4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз. 5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.
а) все упражнения выполняются в позе свободного стояния; б) каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах; в) в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем; г) продолжительность таких упражнений 1,5—2 минуты. Установлено, что наибольший эффект по поддержанию активности детей на уроках от этих упражнений тогда, когда выполняются они в середине каждого урока (а при двукратном проведении — через каждые 15 мин).