ПРОЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ АВТОРЫ: Труханова А.А. МОУ СОШ №19 Карпова И. Г. МОУ ЛИЦЕЙ «СТУПЕНИ» Сиводед Ю.А. МОУ ЛИЦЕЙ «СТУПЕНИ» Калашникова Дж.Т. МОУ СОШ №55 Яковенко М.Л. ФГОУ СОШ №162 Мелешина-Бабич Е.В. ФГОУ СОШ №162 900igr.net
АКТУАЛЬНОСТЬ ВЫБРАННОЙ ТЕМЫ С 2010-2011 учебного года начинается эксперимент по внедрению в школы стандартов второго поколения. В среднем звене, где мы историки преподаем свои предметы, через пять лет придет необходимость переходить на новые стандарты .Поэтому уже сейчас у нас появился уникальный шанс применять на своих уроках отдельные элементы стандартов второго поколения. По нашему мнению, используя на уроках истории и обществознания элементы технологии «сотрудничества» , мы осуществляем отчасти цели стандартов второго поколения.
НОВЫЕ СТАНДАРТЫ И СТАРЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА важнейшая задача современной системы образования – формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПОЗВОЛЯЕТ СОЗДАВАТЬ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ У УЧАЩИХСЯ УУД, ТАК КАК ОСНОВАННАЯ НА САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ УЧЕНИКА. результат образования «измеряется» опытом решения неизвестных учащемуся задач. Тогда на первый план наряду с общей грамотностью выступает умение выпускников, например, разрабатывать и проверять гипотезы, умение работать в проектном режиме, проявлять инициативу в принятии решений и т. п. В РЕЗУЛЬТАТЕ РАБОТЫ ПО ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ УЧАЩИЕСЯ НЕ ТОЛЬКО ПРИОБРЕТАЮТ ЗНАНИЯ, УУД, ОПЫТ РАБОТЫ С ОДНОКЛАССНИКАМИ (СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ), А ТАК ЖЕ СОЗДАЮТСЯ УСЛОВИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОГО МНЕНИЯ И КАРТИНЫ МИРА.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА: ПОКАЗАТЬ НА ПРИМЕРЕ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ «СОТРУДНИЧЕСТВА» ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА: 1. ОБОСНОВАТЬ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «СОТРУДНИЧЕСТВА»; 2. РАЗРАБОТАТЬ УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ТЕХНОЛОГИИ «СОТРУДНИЧЕСТВА»; 3. ПРОВЕСТИ АНАЛИЗ ЭЛЕМЕНТОВ УРОКА, И НА ЕГО ОСНОВЕ ДОКАЗАТЬ ВОЗМОЖНОСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ДАННОЙ ТЕХНОЛОГИИ КАК ОДНОГО ИЗ СПОСОБОВ РЕАЛИЗАЦИИ СТАНДАРТОВ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ.
ЧТО ТАКОЕ ТЕХНОЛОГИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА? Основная идея этой ТЕХНОЛОГИИ– создать условия для активной учебной деятельности учащихся в различных учебных ситуациях. Одним из элементов данной технологии является подход «ажурная пила» или просто «пила»
ПРИМЕНЕНИЕ ТЕХНОЛОГИИ СОТРУДНИЧЕСТВА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ РАЗРАБОТКА УРОКА ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ НА ТЕМУ: «РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА». Схематично данный урок выглядит так.
МЕСТО ДАННОГО УРОКА Урок по теме «Роль СМИ в политической жизни общества» в V разделе «Проблемы социально-политического развития общества» занимает важное место в изучении курса обществознания. Данный раздел позволяет учащимся расширить кругозор на основе изучения проблем политической жизни. А представленная тема позволяет применить практические знания и умения в работе с теорией, а также с различными источниками социальной информации. Урок по теме «Роль СМИ в политической жизни общества» является одним из заключительных уроков по теме «Политическая сфера деятельности человека» и позволяет в полной мере увидеть позицию учеников по представленной проблеме, обобщить приобретенные знания и применить их к данной теме.
Проведение данного урока предполагает, что учащиеся согласно программам 8-11 классов (автор Л.Н. Боголюбов) имеют определенные знания и умения. 8 класс 9 класс 10 класс 11 класс знания Понятие общества Власть и право Средства массовой информации Политическое сознание Политика и её роль в жизни общества Гражданское общество и государство Политика и общество Политическое поведение Происхождение и развитие государства и права Правовое государство Политическая система Роль СМИ в политической жизни Гражданские и политические свободы Политические режимы Политическая элита Политическая жизнь современной России Политическое лидерство Средства массовой коммуникации, их роль в политической жизни общества Демократические выборы и политические партии Политическая идеология Участие граждан в политической жизни умения Формирование грамотной речи, умение аргументировать ответ Умение использовать при ответах термины и понятия Умение интегрировать теоретические знания и современную ситуацию. Умение анализировать источники социальной информации
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА ТЕМЫ Уроки 1 Тема РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Ученик должен знать КАКОВА РОЛЬ СМИ В ПОЛИТИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА Ученик должен уметь С ПОМОЩЬЮ РАЗЛИЧНЫХ ИСТОЧНИКОВ, ИСПОЛЬЗУЯ СОБСТВЕННЫЕ УУД ИЗ РЕШАТЬ ПОСТАВЛЕННЫЕ УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ, ОПРЕДЕЛИТЬ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ Контроль ОЦЕНКА ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ Тип урока УРОК ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА Оборудование УЧЕБНЫЕ ТЕКСТЫ, УЧЕБНИКИ, ИСТОЧНИКИ СОЦИАЛЬНОЙ ИНФОРМАЦИИ; Домашнее задание НАПИСАНИЕ ЭССЕ ПО ИЗУЧЕННОЙ ПРОБЛЕМЕ
АНАЛИЗ ЭТАПОВ ДАННОГО УРОКА ЭТАПЫ ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ И ОЦЕНИВАНИЯ Мотивационный ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ ПЕРЕД УЧАЩИМИСЯ; УЧАЩИЕСЯ СМОТИВИРОВАННЫ НА РЕШЕНИЕ ОБЩЕЙ ЗАДАЧИ НАБЛЮДЕНИЕ И ОЦЕНИВАНИЕ АКТИВНОСТИ РАБОТЫ ГРУППЫ Информационный ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА ПО ТЕХНОЛОГИИ ПИЛА – РАБОТА В ГРУППЕ; ОТВЕЧАЯ НА ВОПРОСЫ УЧАЩИЕСЯ ПОЗНАКОМЯТСЯ С ЧАСТЬЮ НОВОГО МАТЕРИАЛА ОЦЕНИВАЮТСЯ ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ Аналитический АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ЧЕРЕЗ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ВЫСТУПЛЕНИЕ УЧАЩИЕСЯ ПРОЙДЯ ЭТАПЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ И ВЫСТУПЛЕНИЕ ИМЕЮТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О ВСЕЙ ТЕМЕ И ГОТОВЫ К РЕШЕНИЮ ОБЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ НАБЛЮДЕНИЕ И ОЦЕНКА РАБОТЫ КОНСУЛЬТАНТОВ И ВЫСТУПАЮЩИХ Рефлексивный РЕШЕНИЕ КЛЮЧЕВОЙ ПРОБЛЕМЫ(ИЛИ ЗАДАЧИ) ЭССЕ НА ДОМ ТЕСТ УЧАЩИЕСЯ, ПРИМЕНЯЯ ПОЛУЧЕЕНЫЕ НА УРОКЕ ЗНАНИЯ РЕШАЮТ ОБЩУЮ ПРОБЛЕМУ ОЦЕНИВАЕТСЯ ПРАВИЛЬНОСТЬ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ; ЭССЕ И ПРАВИЛЬНОСТЬ ТЕСТА;
Таким образом, в результате применения элементов технологии сотрудничества мы можем иметь следующие результаты: Формируется целостная картина темы урока из частей (синтезирование); Учащийся приобретают универсальный способ получения знаний (не знания как таковые, а лишь способ их получения) ; Работа в группе позволяет реализовывать воспитательные задачи, такие как создание условий для формирования чувства ответственности, коллективизма, толерантности и др.; Учащиеся приобретаю навыки выступления (ситуация успеха) и объяснения;
НАША РЕФЛЕКСИЯ: Во время работы над проектом нас посетили две главные мысли: первая – чтобы его создать нам многое пришлось узнать. И вторая - во время работы над проектом мы поняли как многого мы не знаем!
НАДЕЕМСЯ НА СОТРУДНИЧЕСТВО