ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ. Баймуханова Т.Ч. МОУ-СОШ с. Александровка 900igr.net
Технология проблемно-диалогического обучения Урок объяснения нового материала Урок «открытия» знаний «Скажи мне, и я забуду. Покажи мне, - я смогу запомнить. Позволь мне это сделать самому, И это станет моим навсегда». Древняя мудрость *
Девиз ПДО: «Открывать знания вместе с детьми» Проблемно-диалогическое обучение обеспечивает усвоение знаний посредством диалога с учителем. Проблемно-диалогическое обучение– это не просто интеграция двух технологий, это новое качество. Кроме того, ПДО базируется на психологии творчества. Она реализуется а образовательной системе «Школа 2100». *
Проблемно- диалогическое обучение Важнейшим показателем профессионализма является формулировка педагогического кредо: «Стараюсь не давать информацию в готовом виде. Работаю так, что ребята сами открывают новое знание».
Цели и этапы учебного процесса Цели Этапы Методика организации Знания Введение материала. Воспроизведение (проговаривание) Методы Задания Умения Задачи и упражнения Задания Навыки Многократное повторение действия Задания
Структура проблемного урока Цель урока Этапы урока Творческие звенья деятельности учащихся З Н А Н И Е Введение Постановка учебной проблемы – формулирование вопроса или темы урока Поиск решения – открытие субъективно нового знания Воспроиз-ведение Выражение решения – выражение нового знания в доступной форме Реализация продукта – представление продукта учителю и классу
Звенья научного творчества Название Содержание Результат 1 Постановка проблемы 2 Поиск решения возникновение проблемной ситуации, осознание противоречия, формулирование проблемы выдвижение гипотез проверка гипотез Проблема – вопрос, схватывающий противоречие проблемной ситуации, поставленной для разрешения Решение – понимание нового знания 3. Выражение решения выражение нового знания научным языком в принятой форме Продукт – доклад, статья, сообщение 4. реализация продукта (воспроизведение представление продукта через выступление, публикацию Реализованный продукт – статья, доклад
Приемы создания проблемной ситуации Ученый не тот, кто дает правильные ответы, а тот, кто ставит правильные вопросы. Клод Леви-Стросс, фр антрополог
Приемы создания проблемной ситуации
Методы обучения Методы проблемные традиционные Постановки учебной проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог. Подводящий к теме диалог. Сообщение темы с мотивирующим приемом. Сообщение темы урока Поиска решения Побуждающий к гипотезам диалог(выдвижение и проверка гипотез). Подводящий диалог от проблемы. Подводящий диалог без проблемы. Изложение знаний в готовом виде
Побуждающий от проблемной ситуации диалог Побуждающий диалог – представляет собой сочетание приёма проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Он состоит из реплик, которые помогают ученику развивать творческие способности.
Побуждающий диалог Побуждение к осознанию противоречия Побуждение к формулированию учебной проблемы прием 1 о фактах: Что вас удивило? Что интересного заметили? Какие вы видите факты? о теориях: Что вас удивило? Сколько существует точек зрения? прием 2 Сколько в нашем классе мнений? прием 3 Вы сначала как думали? А как на самом деле? прием 4 Вы смогли выполнить задание? В чем затруднение? прием 5 Вы смогли выполнить задание? Почему не получается? Чем это задание не похоже на предыдущее? прием 6 Что вы хотели сделать? Какие знания применили? Задание выполнено? Выбрать подходящее: Какой возникает вопрос? Какова будет тема урока?
Прием 1. Проблемная ситуация с противоречивыми положениями. Урок окружающего мира по теме «Рукотворная жизнь» (искусственный отбор) Анализ Учитель Ученики П о с предъявление т первого факта а н о предъявление в второго факта к а п побуждение к р осознанию о б л побуждение к е проблеме м ы вопрос -Ребята! У кого есть собака? -Какой породы ваши собаки? -Ученые подсчитали, что сейчас на Земле существует несколько тысяч пород собак. -А сколько было пород собак у древних людей? -Так что вас сейчас удивило? Что интересного заметили? -Какой возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. Поднимают руки. Называют. -Думаем, одна! (Проблемная ситуация.) -Была одна порода, а стало много. (Осознание противоречия.) -Откуда взялось столько пород собак? (Вопрос.)
Прием 2. Проблемная ситуация со столкновением мнений учеников класса Анализ Учитель Ученики П о с т а н о в к вопрос а на новый материал п р побуждение к о осознанию б л побуждение к е проблеме м ы тема -С.В.Михалков уже известен вам как автор многочисленных стихов, сказок, басен и пьес для детей. Сегодня мы будем читать еще одно его произведение. Оно называется «Ворона и рак». Послушайте (читает текст). -Прочитаем текст цепочкой. -Попробуйте определить жанр нового произведения. (Фиксирует мнения на доске.) -Ребята, отвечая на мой вопрос, сколько мнений вы высказали? -Какой же возникает вопрос? Фиксирует вопрос на доске. Слушают. Читают. -Это сказка о животных. -Это басня! (Проблемная ситуация.) -Два. -Каков же жанр произведения С.В. Михалкова «Ворона и рак»? (Вопрос.)
Прием 3. Проблемная ситуация с противоречием между житейским и научным фактом Анализ Учитель Ученики Вопрос «на ошибку» П предъявление о научного факта с расчётами т а н о побуждение к в осознанию к а п р побуждение к о проблеме б л е м ы тема Предположим, цена товара была А. Затем цена повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена товара? -Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб. А после понижения на 10% стала? -Что вы сказали сначала? -А что оказывается на самом деле? -Значит, каких задач мы еще не умеем решать? Какая будет тема урока? Фиксирует тему на доске. - Цена товара не изменилась. (Житейское представление.) -99 руб ! (Проблемная ситуация.) -Цена не изменится. -Цена уменьшилась. (Осознание противоречия.) -Задачи на проценты. (Тема.)
Прием 4. Проблемная ситуация с противоречием между необходимостью и невозможностью. Анализ Учитель Ученики П задание на о известный с материал т а задание на н новый о материал в к побуждение к а осознанию проблемы п р о б побуждение к л проблеме е м ы тема -Найдите площадь прямоугольника со сторонами 15 и 3 см. Работайте в тетради. -На листочках найдите площадь прямоугольника со сторонами 56 и 21 см. -Смогли выполнить задание? -В чем затруднение? -Чем это задание не похоже на предыдущее? -Какова сегодня тема урока? Фиксирует тему на доске. Легко выполняют задание. Испытывают затруднение. (Проблемная ситуация.) -Нет, не смогли. -Это новое умножение. -Надо умножить на двузначное число, а мы такого еще не решали. (Осознание проблемы.) -Умножение на двузначное число. (Тема.)
Подводящий к теме диалог Этот диалог представляет собой систему посильных ученику вопросов и заданий, которые шаг за шагом приводят ученика к осознанию темы урока
Урок истории в 11 классе по теме «Борьба за власть (после смерти Сталина)». Анализ Учитель Ученики П подводящий о к теме диалог с т а н о в к а п р о б л е м тема ы -Знакома дата: 5 марта 1953 г.? -Верно. Мы начинаем раздел «СССР после смерти Сталина». Но тему сегодняшнего урока вы определите сами. Посмотрите на эту фотографию. (Показывает.) -Опишите фотографию: кто изображен? Что делают? С каким настроением? -Как вы думаете, что произошло с этими людьми после смерти Сталина? -Значит, какая тема урока? Фиксирует тему на доске. -Это дата смерти Сталина. Рассматривают фотографию. -Сталин и его соратники: Берия, Маленков, Микоян. Они гуляют по Кремлю, оживлен но беседуют, смеются. -Они стали бороться друг с другом за власть. Борьба за власть после смерти Сталина. (Тема.)
Мотивирующий приём Приём «яркого пятна» и «актуальность» Использование сказок и легенд, фрагментов из художественной литературы, случаи из истории науки, культуры и повседневной жизни, шутки, словом, любой материал, способный заинтриговать и захватить внимание учеников.
Урок анатомии в 9-м классе по теме «Движение крови по сосудам». Анализ Учитель Ученики П «яркое о п пятно» с р т о а б н л о е тема в м к ы а -Посмотрите фрагмент учебного фильма и догадайтесь, какую тему будем изучать. -Схематическое изображение какого процесса вы увидели? Какая будет тема? Фиксирует тему на доске. Смотрят фрагмент учебного фильма с отключенным звуком. - Движение крови по сосудам. (Тема.)
Урок математики в 6-м классе по теме «Процент». Анализ Учитель Ученики П «актуальность» о с т а н о в к а п р о б л е м тема ы Начинаем новую тему, а какую - догадаетесь сами, потому что с этим термином мы сталкиваемся на каждом шагу. Вы приходите в универсам и видите объявление: «В дневные часы скидка 10 ...». Чего? Выбираете молоко, а на пачке написано: «Жирность 3,2 ...». Чего? - Реклама по телевизору: «В нашей стране самый низкий налог на доходы. Он составляет всего 13 ...». - А в школе вам уже встречался термин «процент»? - Термин «процент» прочно вошел в нашу жизнь. Это и есть тема урока. Фиксирует тему на доске. - Процентов. - Процента. - Процентов. - Мы слышали.
Поиск решения Каждая проблема имеет решение. Единственная трудность заключается в том, чтобы его найти Эвви Неф, амер. журналист Поиск решения осуществляется через выдвижение и проверку гипотез
МЕТОДЫ ПОИСКА РЕШЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПОБЛЕМЫ
Анализ Учитель Ученики П материал для о выдвижния и гипотез с к побуждение к гипотезам подсказка к р решающей е гипотезе ш е представление н гипотез и группами я побуждение к проверке подсказка к плану вывод учебник - Сейчас будете по группам решать пример 56 х 21 = ? Подходит к каждой группе: -Какие есть гипотезы? С чего нужно начать? -Воспользуйтесь распределительным свойством! -Группы, поместите листы на доску и прокомментируйте свой способ решения. -Как проверить, какой из двух способов верный? Может быть, воспользуемся каким-то прибором? - Делайте! Что получилось? - Значит, как надо умно- жать на двузначное число? - Сравните свой вывод с учебником. Разбиваются по группам, начинают работу. Каждая группа выдвигает гипотезу и фиксирует ее на листе. Представляют две гипотезы: 50 х 20 + 6 х 1 = 1006 (ошибочная) 56 х 20 + 56 х 1 = 1176 (решающая) -Молчат. - Можно проверить на калькуляторе! (План проверки.) - При умножении на каль- куляторе получается 1176. (Аргумент.) Формулируют правило. (Открытие нового знания.) - Все верно.
Продолжение урока литературы по теме «Басня С.М.Михалкова «Ворона и рак»
Почувствуйте разницу! Проблемный урок Традиционный урок Образовательная цель: одинакова (но достигается учениками по- разному) Учебная деятельность: творческая репродуктивная (деятельность открытия и создания) (пришёл, услышал, заучил) На этапе при введении материала уче- На этапе при введении ники думают, анализируют, рассуждают. ученики слушают учителя, следят за его мыслью, запоминают гото- вое определение.
Технология проблемно-диалогического обучения является: результативной; здоровьесберегающей; общепедагогической. *
Что нужно учителю для освоения технологии? Технология проблемного диалога носит общепедагогический характер, т. е. реализуется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени и потому объективно необходима каждому учителю. Всего две вещи нужны учителю для осознанного освоения технологии проблемного обучения: знания и желание их применять.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !