Методологические основы технологизации Классификация технологий Крамаренко Н.Е., ст. преподаватель кафедры менеджмента обл. ИПК и ПРО
Задача вхождения Казахстана в число 50 наиболее конкурентоспособных стран мира может быть решена лишь в том случае, если ее будут воплощать в жизнь высококвалифицированные специалисты, обладающие знаниями наукоемких технологий, управленческими навыками, умеющие ориентироваться в рыночной экономике. Н.А.Назарбаев «К экономике знаний через инновации и образование» лекция в Евразийском национальном университете им. Л.Гумилева 26 мая 2006 года
Требования к специалистам нового типа современного рынка труда Самостоятельно решать проблемы Совместно действовать в команде Правильно ставить цели и эффективно достигать их Инициативность Стремление к повышению уровня образования Личная ответственность Обязательность Коммуникабельность
Задача системы образования Формировать личность Конкурентоспособную Творческую Компетентную Коммуникативную
Вывод из кризиса системы образования Модернизация системы образования: Технологизация учебного процесса Информатизация учебного процесса Использование интерактивной методики
Сравнительная таблица парадигм образования Старая парадигма Традиционная, знаниецентрическая 2. Учить всех всему 3. Репродуктивный способ обучения 4. ЗУНы 5. Коллективно, фронтально Новая парадигма 1. Личностно-ориентированная, компетентностная 2. Научить учиться самостоятельно 3. Технологизация 4. Компетенции Индивидуально, дифференцированно
Я.А.Коменский XYII в. Надо желать, чтобы метод человеческого образования был механическим, т.е. он должен все предписывать только определенно, чтобы все, чему учатся, чем занимаются, не могло иметь успеха
Д.И.Менделеев XIX в. Многие формы жизни стали новыми. А формы обучения до того уже обветшали, что пришло время подумать об их усовершенствовании.
Технологизация Начало XX века - понятие «технизация» связано с появлением технических устройств по проверке знаний Середина XX века – появился термин «технологизация» , который связан с решением дидактических проблем 70-е годы XX века – термин «педагогические технологии»
Понятие «технология» «Технос» - мастерство «логос» -наука «Технология» – наука о мастерстве
Академик В.М.Монахов Педагогическая технология – это модель, продуманной во всех деталях педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя
Родовая иерархия педтехнологии Педагогическая система Дидактическая система Методическая система Педтехнология
Пирамида обучаемости Лекция – 5 % Чтение – 10 % Аудио-, видео- обучение -20 % Демонстрация, показ – 30 % Дискуссия, диспут – 50 % Практическая деятельность – 75 % Учащийся обучает других учащихся – 90 %
Классификация технологий 1. Специфические (для 1 предмета): технология Е.Ильина 2. Ограниченные (для 2-3 предметов): технология В. Волкова 3. Универсальные (для всех предметов): модульная технология М.Жанпеисовой, КМД К.Вазиной, УДЕ П.Эрдниева и т.д.
Основные признаки технологии 1. Наличие научного проекта, целостно описывающего все закономерности и природу учебного процесса 2. Операциональная постановка цели обучения 3. Целостность дидактического процесса 4. Объективная оценка результатов обучения 5. 100 % достижение целей обучения всеми обучающимися, хотя бы на обязательном уровне
Технологии формирования компетентностей Проектная технология Д.Дьюи, У. Килепатрика Технология КМД К.Вазиной Технология КСО В.Дьяченко и др. ОДИ (организационно-деятельностные игры) Тренинги Практикумы
Преимущества технологизации учебного процесса Гарантирует высокий конечный результат обучения Позволяет даже начинающему преподавателю давать высокий конечный результат
Интерактивные методы обучения Работа в парах Ротационные (сменные) тройки Карусель. Работа в малых группах. Интерактивные презентации Аквариум. Дискуссии, дебаты Мозговые штурмы Анализ историй и ситуаций Творческие конкурсы Ролевые (деловые) игры Незаконченное предложение
ИКТ –технологии в организации учебного процесса Цель: формирование ИКТ – компетентности Дистанционное обучение Виртуальные классы на системной основе В порядке самообучения с использованием видео- и аудиокассет, электронных учебников В порядке консультаций с использованием электронной почты Организация учебного процесса Слад –лекция Видео-лекция Компьютерный практикум Компьютерные лабораторные работы Компьютерное тестирование Формирование познавательной активности Дистанционные олимпиады Виртуальные конкурсы Дистанционные викторины
Спасибо за внимание