Развитие исследовательских умений младших школьников. Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить. А. Дистервег. 900igr.net
В чём преимущество методики проблемного исследования? Применение методики проблемного исследования позволяет организовать учебный процесс как творческий процесс приобретения знаний, обеспечивающий развитие у учащихся необходимых для самообучения мыслительных и исследовательских умений.
Почему, несмотря на очевидную значимость, в педагогической практике урок-исследование так мало распространён? Одной из важнейших причин этого является сложность его конструирования. В лабиринте мыслей легко потеряться без плана. Д.И. Менделеев.
Конструирование урока-исследования это есть пример возникновения проблемной ситуации у учителя и поиска им её эффективного решения.
Учителю недостаточно знать все основные этапы методики, ему необходимо понимать, что занятие, построенное на основе проблемно-исследовательского метода, представляет собой урок-систему.
Что это значит? Это значит, что отличительной чертой такого урока-исследования является целостность, т.е. связность всех его этапов и их подчинённость одной функции – открытию или доказательству какого-то нового знания. Это обеспечивается двумя важнейшими компонентами – мотивацией и обобщением.
Основные этапы (шаги) при конструировании урока-исследования:
1-й шаг: Сформулировать обобщение урока. (содержательно-смысловой стержень урока). Например: «Разные насекомые по-разному готовятся провести зиму. Существуют разные способы зимовки, которые обеспечивают возможность сохранения потомства».
2-й шаг: Определить, какой материал должен быть изучен учеником для того, чтобы выявить или обосновать планируемое обобщение. Учитель планирует для самостоятельного изучения как материал из учебника, так и несколько текстов, специально подготовленных им по материалам энциклопедий и познавательных журналов. Эти материалы должны быть различны по уровням сложности. Организуя исследование в малых группах, учитель осуществляет дифференциацию обучения, группируя учащихся с учётом их познавательных возможностей.
3-й шаг: Определить, какого типа учебное исследование более целесообразно сконструировать в данном конкретном случае. Для детального изучения большого объёма нового материала – занятие строится в дедуктивной логике, если планируется общее ознакомление с обширным материалом по теме – стоит выбрать индуктивную логику построения.
4–й шаг: Сконструировать проблемную ситуацию для учеников, их мотивацию, спроектировать такое задание, выполнение которого обеспечит возникновение познавательной потребности в раскрытии неизвестного, в качестве которого выступает планируемое обобщение. При этом учитель учитывает реальные возможности учащихся. Слишком трудное или слишком лёгкое задание не вызовет проблемной ситуации.
Выполнение спроектированного теоретического или практического задания должно привести к возникновению у ребёнка такого вопроса, ответом на который и будет являться планируемое обобщение. Поэтому очень важно определить, ответом на какой вопрос может быть то самое обобщение, ради чего учитель планирует свой урок-исследование.
Например: На уроке, посвящённом изучению рек и морей, ученики приходят к обобщению: «Реки текут в моря, так как уровень морей ниже уровня рек». Этот вывод-обобщение отвечает на вопрос: «Куда текут реки и почему?». Этот вопрос возникает у детей в результате выполнения задания, предложенного учителем на этапе мотивации.
5-й шаг, организационный: Продумать состав рабочих групп; Распределить материал для изучения по группам; Определить, в какой форме ученики будут представлять результаты своего поиска; Если на уроке предполагается этап применения, то необходимо продумать содержание этого этапа (на основе результатов проведенного исследования).
Подведем итог: краткое содержание деятельности учителя при подготовке урока-исследования: Сформулировать обобщение урока. Определить и подобрать материал для изучения, на основании которого можно выявить или обосновать обобщение. Определить тип учебного исследования (открытие нового или доказательство существующего правила). Сконструировать проблемную ситуацию. Продумать состав групп, распределить материал по группам, определить форму представления работы.
Чему учатся дети в ходе осуществления исследований? Ставить исследовательские вопросы. Формулировать проблемы. Выдвигать гипотезы. Составлять план работы. Вести наблюдения. Планировать и проводить опыты для нахождения необходимой информации и проверки гипотез. Выделять существенную информацию из разных источников. Организовывать (систематизировать) информацию. Представлять результаты работы в формах: схемы, рисунка, графика, таблицы, сообщения и т.д.
Всякий урок должен быть ответом, который тем легче усвоится учеником, чем самостоятельнее он формулировал вопросы, вызвавшие этот ответ. Э. Клапаред.