Оценка качества дошкольного образования
«Образование – важнейшее из земных благ, если оно наивысшего качества. В противном случае оно совершенно бесполезно» (Р.Киплинг)
Актуальность проблемы качества дошкольного образования Ситуация вариативности, большого числа разных программ, используемых педагогическими коллективами Одним из резервов существенного повышения качества и доступности общего среднего образования в целом является эффективное, доступное и качественное дошкольное образованиеКаждое ДОУ должно занять индивидуальную нишу в образовательном пространстве
гуманизация — воспитание гуманистической направленности личности дошкольника, основ гражданственности, трудолюбия, любви к семье, Родине, природе, уважение к правам и свободам человекаразвивающий характер образования — ориентация на личность ребенка, сохранение и укрепление его здоровья, установка на овладение способами мышления и деятельности, развитие речидифференциация и индивидуализация воспитания и обучения - развитие ребенка в соответствии с его склонностями, интересами, способностями и возможностямидеидеологизация- приоритет общечеловеческих ценностей, отказ от идеологической направленности содержания образователыных программ
Качество: Существенный признак, свойство, отличающее один предмет от другого Степень ценности, пригодности чего-либо - с данных позиций качество образования – степень соответствия тому, каким оно должно быть – соответствие качеству определяется исходя из целей образования, эталонов и стандартовМожет рассматриваться как абсолютное и относительное понятие. Качественная оценка с точки зрения абсолютного значения представляет собой наивысший стандарт, который невозможно превзойти ( к.о. обеспечивают элитарные учебные заведения). Как понятие относительное, соответствует потребностям потребителя. Качество образования как понятие относительное имеет два аспекта: соответствие стандарту и запросам потребителей образовательных услуг
КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ- условия осуществления образовательного процессаего организацию и содержание; результативность образования и его оценкуцену достижения результативности
Качество ДО с точки зрения потребностей заказчиков Потребности общества отражены в соответствующей политике государства. ДО – «источник развития человеческого, кадрового потенциала» - власти хотели бы иметь подтверждение социальной и экономической целесообразности вложения средств, т.е. четкое представление о результатах деятельностиПотребности родителей – всем без исключения родителям хочется, чтобы ребенок был подготовлен к обучению в школе, т.е. хотят видеть конкретный результат
Потребности школы, учителей – выпускник ДОУ должен придти в школу с наличием хотя бы минимальных базовых навыков и умений, которые позволят ребенку самостоятельно включаться в учебную деятельность при классно-урочной системе ее организации
Качество дошкольного образования Определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигают обучаемые на определенном этапе в соответствии с планируемыми целямиСтепень удовлетворения ожиданий различных участников процесса образования от предоставляемых ДОУ образовательных услуг
Факторы, положительно влияющие на качество ДО: ориентация на потребности семьи и ребенкасоздание гибкой многофункциональной сети ДОУизменения характера взаимодействия между ОУ и родителями реализация идеи самоценности дошкольного детствасовершенствование программно-методического сопровождениясоздание мониторинга качества образовательного процесса
Качество дошкольного образования предполагает определение: качества результатов деятельности ДОУкачества процессов, реализуемых в ДОУкачество системы (качество условий, созданных в ДОУ)
Качество результатов ДО Главным результатом дошкольного образования, по мнению специалистов Т.И.Бабаева, М.В.Крулехт, Л.А.Парамонова, Р.М.Чумичева, Е.Г.Юдина и др., является степень развития возрастных характеристик ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Многие исследователи и практические работники связывают качество результатов образовательного процесса ДОУ с категорией «готовность ребенка к школе»
Цель оценки определение уровня соответствия качества деятельности дошкольного образовательного учреждения определенным требованиям, нормативамОценить учреждение - значит установить степень достижения поставленных учреждением целей, выполнения требований Государственных образовательных стандартов, реализации индивидуальных возможностей детей, а также удовлетворения образовательных запросов детей и родителей
Понятие критерия правило, в котором указываются характеристики, показатели, параметры, необходимые для всесторонней оценки объекта (в технической литературе)Средство для суждения, признак, на основании которого производится оценка, определение или классификация чего-либо, мерило оценкиРазличные требования, которым должны удовлетворять объекты (в педагогике)Показатель - качественная или количественная характеристика каждого признака или свойства
Оценка качества ДО номинальной, устанавливающей соответствие или несоответствие объекта (процесса) показателю, отражающему качествооценочной, фиксирующей не просто наличие или отсутствие признака, но и степень его проявления (для этого используются балльные, процентные, уровневые значения оценок)шкалы ранжирования, образующейся путем сравнения отдельных показателей друг с другом, на основании чего каждому из них присваивается определенный ранг
Направления оценки деятельности ДОУ качество предоставляемых образовательных услугрезультаты работы образовательной системыкачество ресурсообеспечениясоответствие образовательных услуг социальному заказу
Спасибо за внимание!