КОНТРОЛЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ СТУДЕНТОВ Функции контроля. Требования к контролю. Виды контроля. Методы и формы контроля. Оценка результатов учебной деятельности студентов.
КОНТРОЛЬ – один из важнейших элементов учебного процесса, позволяет установить между преподавателем и студентами «обратную связь», которая позволяет оценить:
ФУНКЦИИ КОНТРОЛЯ
Педагогически тактичным Спокойная, деловая обстановка. Не торопить студента, не перебивать. Все замечания и оценки делать в тактичной и доброжелательной форме. Планомерность и систематичность Контроль должен быть частью учебно-воспитательного процесса, составлять его органическую часть и строиться на основных вопросах программы. Регулярность контроля позволяет своевременно выявлять и устранять ошибки. Всесторонность То есть наиболее полно выявлять фактический уровень усвоения студентами учебной информации, охватывать все разделы программы. Объективность Объективность проверки определяется многими факторами: научной обоснованностью и разработанностью целей и содержания обучения, требованиями к знаниям, умениям и навыкам студентов, отбором объектов и содержания проверки, соответствием содержания проверочных заданий целям проверки. Индивидуальный подход Овладения знаниями и умениями процесс индивидуальный. Ко всем студентам предъявляются одинаковые требования в отношении объема, качества знаний, уровня сформированности умений, но в ряде случаев необходимо принимать во внимание такие индивидуальные качества студентов, как природную медлительность, застенчивость, излишнюю самоуверенность, физические недостатки и т.д. Экономичность Экономичным по затратам времени преподавателя и студентов, Требования к контролю
ВИДЫ КОНТРОЛЯ Основанием для выделения видов контроля является специфика дидактических задач на различных этапах обучения.
ФОРМЫ КОНТРОЛЯ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ
РЕШЕНИЕ СИТУАЦИОННЫХ ЗАДАЧ
ОБРАЗЕЦ ЗАДАЧИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО»: Условие (ситуация) Молодая женщина 28 лет обратилась к фельдшеру здравпункта. В анамнезе тромбоцитопеническая пурпура (болезнь Верльгофа). Жалобы на обильные кровянистые выделения из влагалища, слабость, головокружение, жажду, шум в ушах. Объективно: кожные покровы бледные, на коже конечностей, туловища имеются кровоизлияния в виде кровоподтёков и синяков. Пульс 110 ударов в минуту, артериальное давление (АД) 90/60 мм. рт. ст. Задания (вопросы): 1.Определите неотложное состояние, развившееся у пациента. 2.Составьте алгоритм оказания неотложной помощи и обоснуйте каждый этап. 3. Определите группу крови с помощью стандартных гемоглютинирующих сывороток. 1.Тромбоцитопеническая функция, осложнённая маточным кровотечением. 2.Алгоритм оказания неотложной помощи: -оценить состояние пациента; -ввести в/в 100 мл. 5% раствора аминокапроновой кислоты на изотоническом растворе хлорида натрия (с целью гемостаза); -ввести одно из средств, улучшающих адгезивно-агрегационные функции тромбоцитов: -адроксон 0,025% раствор 1 мл. в/м или п/к; -этамзилат (дицинон) 12,5% раствор 2-4 мл. в/м или в/в; -пантотенат-кальция 10% раствор 2-4 мл. в/м; -осуществлять контроль АД, пульса для оценки состояния пациента; -госпитализировать в гинекологическое отделение ЛПУ. Эталон ответа:
УСТНЫЙ ОПРОС
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
ТРЕБОВАНИЯ К ТЕСТАМ
1.Задания закрытой формы 2.Задания открытой формы 3.Тесты на установление правильного соответствия 4.Тесты на установление правильной последовательности
1.ЗАДАНИЯ ЗАКРЫТОЙ ФОРМЫ: Тест с двумя готовыми ответами, с несколькими ответами, но не рекомендуется более 5. Элементы теста закрытой формы: 1.Инструкция пишется только один раз, если все задания сформированы в закрытой форме: «Выбрать правильный ответ». 2.Содержание самого задания. Оно пишется прописными буквами, в утвердительной форме, необходимо избегать лишних слов. 3.Ответы к заданиям и номера ответов. Лучше писать строчными буквами. Ответы должны быть короткими. 4.Эталоны ответов. Например: Выбрать правильный ответ: ТЕРМИН, ОБОЗНЧАЮЩИЙ «БОЛЬШОЕ КОЛИЧЕСТВО МОЧИ»: 1. oliguria 2. polyuria 3. dysuria 4. anuria Эталон ответа: 2
2. ЗАДАНИЯ ОТКРЫТОЙ ФОРМЫ Студенты не получают никаких ответов. Ответ надо найти самому испытуемому, дописать его. Элементы в композиции заданий открытой формы: 1.Инструкция для студентов – Дополнить: 2.Содержание задания пишется с прописной буквы. Задание формулируется в виде утверждения, а не вопроса. Характерная особенность задания открытой формы заключается в том, что иногда они порождают несколько правильных ответов, что нежелательно с точки зрения однозначной оценки и технологического контроля. Поэтому в задания вносятся все необходимые уточнения, так, чтобы в итоге оно продуцировало один правильный ответ. 3.Ответом является дополняемое слово (знак, формула) которые ставятся в конце утверждения. Надо стараться, чтобы дополнялось что-либо одно. Эталон ответа. Например: Дополнить: ТЕРМИН, ОБОЗНАЧАЮЩИЙ «БОЛЬШОЕ КОЛЛИЧЕСТВО МОЧИ»_________________ . Эталон ответа: polyuria
3. ЗАДАНИЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОГО СООТВЕТСТВИЯ Элементы, используемые в композиции заданий на соответствие: 1.Инструкция, состоящая только из двух слов: «Установить соответствие» 2.Названия двух множеств. Их обычно подчеркивают, выделяют шрифтом или цветом. Желательно, чтобы они были короткими, состоящими из одного двух слов. 3.Ответы размещаются в строке под столбцами. Количество элементов справа рекомендуется иметь в два раза больше, чем слева. Слева элементов должно быть не более пяти, а справа – не более десяти. 4.Эталон ответа. Например: Установить соответствие: ФУНКЦИИ ПЕДАГОГА а) аналитическая б)организационная в)контрольная г)проективная д) прогнозирование е)коррекционная ж)диагностическая з)оценочная и)целеполагание к)информационная ЭТАПЫ ПЕД. ПРОЕКТА 1.Подготовительный 2.Основной 3.Завершающий Эталон ответа: 1 – г, д, ж, и; 2 – б, в, е, з, к; 3 - а
4.ЗАДАНИЕ НА УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛЬНОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ Цель введения подобной формы задания в учебный процесс – формирование у студента столь необходимого в практической деятельности алгоритмического мышления. Элементы, используемые в композиции заданий на установление правильной последовательности: 1.Инструкция для студентов «Установить правильную последовательность». 2.Название задания и его состав. 3.Прямоугольники с тире, куда испытуемые ставят числа в виде рангов. Например: Установить правильную последовательность: Надевание стерильных перчаток Достать внутреннюю упаковку и раскрыть ее за «хвостики» Руки в стерильных перчатках держать согнутыми в локтевых суставах и приподнятыми вперед на уровне выше пояса Пальцы левой руки (одетой в перчатку) подвести под отворот манжеты с ладонной поверхности второй перчатки и захватив отворот натянуть перчатку на правую руку Вскрыть верхнюю упаковку на стерильных перчатках Отвернуть манжеты, не касаясь кожи рук Вымыть руки стандартным способом, намыливая руки под проточной водой с последующей обработкой кожным антисептиком Большим и указательным пальцем правой руки захватить изнутри отвернутый манжет левой перчатки и натянуть ее на левую руку
4.Задание на установление правильной последовательности Эталон ответа: Надевание стерильных перчаток Достать внутреннюю упаковку и раскрыть ее за «хвостики» Руки в стерильных перчатках держать согнутыми в локтевых суставах и приподнятыми вперед на уровне выше пояса Пальцы левой руки (одетой в перчатку) подвести под отворот манжеты с ладонной поверхности второй перчатки и захватив отворот натянуть перчатку на правую руку Вскрыть верхнюю упаковку на стерильных перчатках Отвернуть манжеты, не касаясь кожи рук Вымыть руки стандартным способом, намыливая руки под проточной водой с последующей обработкой кожным антисептиком Большим и указательным пальцем правой руки захватить изнутри отвернутый манжет левой перчатки и натянуть ее на левую руку 3 7 5 1 2 4 6
ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ
Требования к оценке Гласность Объективность Оценка должна отражать действительный уровень усвоения учебного материала, предусмотренного программой. А также то, насколько сознательно и прочно студенты владеют этим материалом. Индивидуальный характер Оценка фиксирует уровень знаний конкретного студента. Обоснованность Оценка должна быть мотивированной и убеждающей, правильно соотносится с самооценкой и мнением коллектива студентов. .
УЧЕБНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТА ОЦЕНИВАЮТ СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОМ:
Контроль и оценка деятельности студентов Тест-контроль «5» - 100 – 91% правильных ответов. «4» - 90 - 81% правильных ответов. «3» - 80 – 71% правильных ответов. «2» - менее 71% правильных ответов.
Контроль и оценка деятельности студентов Устный опрос «5» – (отлично) - ставится за полный ответ на поставленный вопрос с включением в содержание ответа лекции преподавателя, материала учебников и дополнительной литературы без наводящих вопросов. Ответ должен быть логически последовательным, обоснованным. «4» – (хорошо) – ставится за полный ответ на поставленный вопрос с включением в содержание ответа лекции преподавателя, материалов учебников и дополнительной литературы, с наводящими вопросами или если имеются незначительные неточности в ответе. «3» – (удовлетв.) – ставится за ответ, в котором озвучено более половины требуемого материала, с положительным ответом на часть наводящих вопросов. «2» – (неудовлетв.) – ставится за ответ, в котором озвучено менее половины требуемого материала или при отказе студента отвечать.
Контроль и оценка деятельности студентов Выполнение манипуляций; работа в процедурном, перевязочном кабинете 5 «отлично» - рабочее место оснащается с соблюдением всех требований к подготовке для выполнения манипуляций; практические действия выполняются последовательно, в соответствии с алгоритмом выполнения манипуляций; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; выдерживается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются. 4 «хорошо» – рабочее место не полностью самостоятельно оснащается для выполнения практических манипуляций; практические действия выполняются последовательно, но неуверенно; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала; нарушается регламент времени; рабочее место убирается, в соответствии с требованиями санэпидрежима; все действия обосновываются с уточняющими вопросами педагога. 3 «удовлетворительно» – рабочее место не полностью оснащается для выполнения практических манипуляций; нарушена последовательность их выполнения; действия неуверенные, для обоснования действий необходимы наводящие и дополнительные вопросы и комментарии педагога; соблюдаются все требования к безопасности пациента и медперсонала, рабочее место убирается в соответствии с требованиями санэпидрежима. 2 «неудовлетворительно» – затруднения с подготовкой рабочего места, невозможность самостоятельно выполнить практические манипуляции; совершаются действия, нарушающие безопасность пациента и медперсонала, нарушаются требования санэпидрежима, техники безопасности при работе с аппаратурой, используемыми материалами.
Контроль и оценка деятельности студентов Работа на посту с пациентом 5 «отлично» – студент устанавливает психологический контакт с пациентом, методически правильно собирает анамнез и проводит объективное обследование пациента, правильно ставит диагноз (сестринский диагноз), обосновывает его, последовательно излагает тактику ведения и лечения пациента (план ухода за пациентом); 4 «хорошо» – студент устанавливает психологический контакт с пациентом, неполно проводит сбор анамнеза и данных объективного обследования, правильно ставит диагноз (сестринский диагноз) с нечетким обоснованием его, последовательно излагает тактику ведения и лечения пациента (план ухода за пациентом); 3 «удовлетворительно» – студент устанавливает психологический контакт с пациентом, неполно проводит сбор анамнеза и данных объективного обследования, правильно ставит диагноз (сестринский диагноз) без обоснования, допускает ошибки в тактике ведения и лечения пациента (план ухода за пациентом); 2 «неудовлетворительно» – студент не ставит правильный диагноз или ставит правильный диагноз (сестринский диагноз), но допускает грубые ошибки в тактике ведения пациента (план ухода за пациентом).
Контроль и оценка деятельности студентов Решение ситуационных задач 5 «отлично» – комплексная оценка предложенной ситуации; знание теоретического материала с учетом междисциплинарных связей, правильный выбор тактики действий; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи, в соответствии с алгоритмами действий; 4 «хорошо» – комплексная оценка предложенной ситуации, незначительные затруднения при ответе на теоретические вопросы; неполное раскрытие междисциплинарных связей; правильный выбор тактики действий, логическое обоснование теоретических вопросов с дополнительными комментариями педагога; последовательное, уверенное выполнение практических манипуляций; оказание неотложной помощи, в соответствии с алгоритмом действий; 3 «удовлетворительно» – затруднения с комплексной оценкой предложенной ситуации; неполный ответ, требующий наводящих вопросов педагога; выбор тактики действий, в соответствии с ситуацией, возможен при наводящих вопросах педагога, правильное, последовательное, но неуверенное выполнение манипуляций; оказание неотложной помощи в соответствии с алгоритмом действий; 2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации; неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению оценки ситуации; нарушение безопасности пациента; неправильное выполнение практических манипуляций, проводимое с нарушением безопасности пациента и медперсонала; неумение оказать неотложную помощь.
Контроль и оценка деятельности студентов Решении задач по оказанию неотложной помощи 5 «отлично» – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий с аргументацией каждого этапа; 4 «хорошо» – правильная оценка характера патологии, полное, последовательное перечисление действий, затруднение в аргументации этапов; 3 «удовлетворительно» – правильная оценка характера патологии, неполное перечисление или нарушение последовательности действий; затруднения в аргументации; 2 «неудовлетворительно» – неверная оценка ситуации или неправильно выбранная тактика действий, приводящая к ухудшению состояния пациента.
Контроль и оценка деятельности студентов Письменная работа «5» – ставится за полный ответ на вопрос с включением в содержание ответа лекции преподавателя, материала учебников и дополнительной литературы, без грамматических ошибок. «4» – ставится за полный ответ на вопрос в объеме лекции преподавателя или ответ с включением материала учебника, дополнительной литературы, но с незначительными неточностями. «3» – ставится за ответ, в котором освещено более половины требуемого материала, включая главное в содержании вопроса. «2» – ставится за ответ, в котором освещено менее половины требуемого материала или не описано главное в содержании вопроса, или нет ответа, или работа не сдана преподавателю, или ответ дан на другой вопрос.