Основы исследовательской деятельности учащихся
Исследовательская деятельность учащихся - это деятельность, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере
Учебное исследование с точки зрения обучающегося — это деятельность, позволяющая проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Она направлена на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности — найденный способ решения проблемы — носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Учебное исследование с точки зрения учителя — это интегративное дидактическое средство развития, обучения и воспитания, которое позволяет вырабатывать и развивать специфические умения и навыки проектирования и исследования у обучающихся
Функции исследовательской деятельности В начальной школе – сохранение исследовательского поведения учащихся как средства развития познавательного интереса и становления мотивации к учебной деятельностиВ основной школе – развитие дидактического и методического обеспечения учебной деятельности средствами реализации исследовательских проектов как способа обновления содержания образованияВ старшей школе – развитие исследовательской компетенции и предпрофессиональных навыков как основы профиля старшей школы
Общая схема хода научного исследования Весь ход научного исследования можно представить в виде следующей логической схемы:Обоснование актуальности выбранной темы. Постановка цели и конкретных задач исследования. Определение объекта и предмета исследования. Выбор метода (методики) проведения исследования. Описание процесса исследования. Обсуждение результатов исследования. Формулирование выводов и оценка полученных результатов.
Обоснование актуальности выбранной темы — начальный этап любого исследования. В применении к учебно-исследовательской работе понятие «актуальность» имеет одну особенность: объяснение должно быть не многословным — главное показать суть проблемной ситуации.
Формулировка проблемной ситуации Проблема в науке - это противоречивая ситуация, требующая своего разрешения. Такая ситуация чаще всего возникает в результате открытия новых фактов, которые не укладываются в рамки прежних теоретических представлений.
Объект и предмет исследования. Объект — это процесс или явление, избранные для изучения. Предмет — то, что находится в границах объекта. В объекте выделяется та часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание исследователя.
Цели и задачи Формулировка цели предпринимаемого исследования, а также конкретных задач, которые предстоит решать, обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выяснить, вывести формулу и т. п.).
Методы и ход исследования Важным этапом научного исследования является выбор методов исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала.Описание процесса исследования — основная часть работы. Здесь же освещаются методика и техника.
Результат Заключительным этапом научного исследования являются выводы, которые содержат то новое и существенное, что составляет научные и практические результаты проведенной работы.
Главная задача учебного исследования – развитие личности, а не получение нового результата, как в «большой» науке
Для одаренного ребенка решение задачи не является завершением работы. Это начало будущей, новой работы. В этой способности не «гаснуть» в полученном ответе, а «возгораться» в новом вопросе кроется тайна высших форм творчества, способность «видеть в предмете нечто новое, такое, что не видят другие». (Д. Б. Богоявленская)