PPt4Web Хостинг презентаций

Главная / Обществознания / ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
X Код для использования на сайте:

Скопируйте этот код и вставьте его на свой сайт

X

Чтобы скачать данную презентацию, порекомендуйте, пожалуйста, её своим друзьям в любой соц. сети.

После чего скачивание начнётся автоматически!

Кнопки:

Презентация на тему: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Скачать эту презентацию

Презентация на тему: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


Скачать эту презентацию

№ слайда 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Описание слайда:

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

№ слайда 2 Научный метод представляет собой непрерывный процесс проверки, изменения и разви
Описание слайда:

Научный метод представляет собой непрерывный процесс проверки, изменения и развития идей и теорий в соответствии с имеющимися фактическими данными.

№ слайда 3 Наука характеризуется глубиной логического вывода
Описание слайда:

Наука характеризуется глубиной логического вывода

№ слайда 4 Блок-схема процесса развития научного знания
Описание слайда:

Блок-схема процесса развития научного знания

№ слайда 5 Если задаться целью практически и со знанием дела включиться в этот процесс, то
Описание слайда:

Если задаться целью практически и со знанием дела включиться в этот процесс, то данная схема порождает ряд вопросов: 1) Чем различаются опыты и наблюдения с одной стороны и эксперименты с другой? 2) Что такое факты и чем они отличаются от данных? 3) Как и на основе чего выдвигаются гипотезы? 4) В чем специфика теоретического знания? 5) При каких условиях гипотеза отвергается? 6) Что такое научная проблема и чем она отличается от научной задачи? И ряд других более тонких вопросов

№ слайда 6 Слово "факт" не обозначает предмет, это вообще не существительное, а прошедшее в
Описание слайда:

Слово "факт" не обозначает предмет, это вообще не существительное, а прошедшее время глагола "facto" – "я делаю", "я создаю". В качестве существительного это слово начало употребляться лишь в позднем средневековье, означая "нечто сделанное". Джейн Остин еще в 19 веке писала "добр в поступках, а не в словах", она употребляла в значении поступок именно слово "fact".

№ слайда 7 период между 1689-м и 1763 годом французы с англичанами успели развязать четыре
Описание слайда:

период между 1689-м и 1763 годом французы с англичанами успели развязать четыре мировые войны. Сражения велись не только в Европе, но также в Индии и Северной Америке, причем конечной целью было создание колониальных империй глобального масштаба

№ слайда 8 Утверждение 1. На 1 апреля 2009 года численность населения Красноярска составлял
Описание слайда:

Утверждение 1. На 1 апреля 2009 года численность населения Красноярска составляла 885374 человека. Утверждение 2. К началу 2009 года в Красноярске проживало от 880 до 890 тыс. человек.

№ слайда 9 Факт (от лат. – factum – сделанное, свершившееся) - это особого рода положения,
Описание слайда:

Факт (от лат. – factum – сделанное, свершившееся) - это особого рода положения, фиксирующие эмпирическое знание. Факт науки включает в себя инвариант эмпирических данных наблюдения или эксперимента и их истолкование, выражение на определённом языке.

№ слайда 10 Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зав
Описание слайда:

Эмпирическое исследование в основе своей ориентировано на изучение явлений и зависимостей между ними. Эмпирическая зависимость представляет собой вероятностно-истинное знание, выведенное в результате индуктивного обобщения опыта.

№ слайда 11 В организации теоретического уровня знаний можно выделить два подуровня: 1) Част
Описание слайда:

В организации теоретического уровня знаний можно выделить два подуровня: 1) Частные теоретические модели и законы, относящиеся к достаточно ограниченной области явлений. Примерами таких частных теоретических законов могут служить закон колебания маятника в физике или закон движения тел по наклонной плоскости, которые были найдены до того, как была построена ньютоновская механика. Теоретическая модель включает идеализированные объекты и связи между ними.

№ слайда 12 Различие между научной проблемой и научной задачей заключается в следующем: под
Описание слайда:

Различие между научной проблемой и научной задачей заключается в следующем: под научной задачей следует понимать решаемый наукой вопрос, характеризующийся достаточностью средств для своего разрешения; если же средств для решения недостаточно, то такой научный вопрос называется научной проблемой.

№ слайда 13 Представление о научности тесно связано с понятием фальсифицируемости или опрове
Описание слайда:

Представление о научности тесно связано с понятием фальсифицируемости или опровержимости теории. Научная теория должна содержать положения, которые допускают эмпирическую проверку.

№ слайда 14 начальном этапе посредством измерительных процедур исследователи получают "данны
Описание слайда:

начальном этапе посредством измерительных процедур исследователи получают "данные", которые составляют особую группу знаний, которые затем перерабатываются в обобщенные знания. Можно считать, что это – первая технологическая линия порождения и использования знаний, которую можно назвать преднаучной.

№ слайда 15 Так, например, простое обобщение данных о движении тел не позволяет вывести ньют
Описание слайда:

Так, например, простое обобщение данных о движении тел не позволяет вывести ньютоновские законы движения. Законы движения Аристотеля: тела сохраняют свою скорость, пока и поскольку на них действуют силы; тела падают тем скорее, чем они тяжелее.

№ слайда 16 Химия смогла выделить свой предмет, окуклилась на базе этого представления о сво
Описание слайда:

Химия смогла выделить свой предмет, окуклилась на базе этого представления о своем объекте и оформилась в самостоятельную науку только благодаря тому, что так называемый "закон постоянства весовых соотношений" был принят в качестве принципа, выделяющего и задающего объект собственно химических исследований

№ слайда 17 Онтологическая картина – такое изображение объекта рассмотрения, которое в опред
Описание слайда:

Онтологическая картина – такое изображение объекта рассмотрения, которое в определенном процессе мышления рассматривается как сам объект, т.е. полагается точным и адекватным, абсолютно соответствующим самому объекту.

№ слайда 18 Эксперимент есть прямая и непосредственная проверка наших онтологий. Это есть ре
Описание слайда:

Эксперимент есть прямая и непосредственная проверка наших онтологий. Это есть реализация в деятельности (и, следовательно, на практике) нашего идеального объекта, представленного в онтологии, средствами и методами инженерии.

№ слайда 19 начинаем с исследования в высшей степени идеализированных систем, которые могут
Описание слайда:

начинаем с исследования в высшей степени идеализированных систем, которые могут не иметь никаких прямых аналогов в реальной природе. Против такого подхода можно выдвинуть возражение, что подобные системы не имеют никакой связи с действительностью и что поэтому никакие заключения относительно таких систем не могут быть перенесены на реальные системы. Тем не менее, именно этот подход применяли и всегда применяют в физике…”

№ слайда 20 Наряду с обычной практикой возникает, создается нами еще особая, экспериментальн
Описание слайда:

Наряду с обычной практикой возникает, создается нами еще особая, экспериментальная практика. И из нее теперь начинают выводится как новые, экспериментальные факты и данные, так и новые знания, которые будучи единичными, трактуются нами как обобщенные

№ слайда 21 Описание исследуемого объекта даже в терминах модели не гарантирует адекватного
Описание слайда:

Описание исследуемого объекта даже в терминах модели не гарантирует адекватного прогноза поведения системы в неисследованных ранее условиях, то, что составляет ценность научного знания. Для имитации и воспроизведения будущего поведения объекта не хватает того, что получило название естественного закона

№ слайда 22 первый взгляд парадоксальным примером принципиальной важности теоретических пред
Описание слайда:

первый взгляд парадоксальным примером принципиальной важности теоретических представлений в формировании науки является астробиология. Задачей астробиологии является поиск внеземной жизни. Интересно, что в этой научной дисциплине эмпирического материала вообще нет, однако наука существует, причем весьма богатая содержанием и с достаточно глубокой проработкой представлений о природе жизни вообще. Эта наука очень явно демонстрирует ключевую роль в науке именно теоретического знания, поскольку больше ничего в ней (пока) нет.

№ слайда 23 Предметом называется область объектов и эмпирического материала, замещенная опре
Описание слайда:

Предметом называется область объектов и эмпирического материала, замещенная определенной моделью.

№ слайда 24 Предположим, перед ученым поставлена задача. Это значит, что ему указан вид того
Описание слайда:

Предположим, перед ученым поставлена задача. Это значит, что ему указан вид того продукта – научного знания, которое он должен получить, и те объекты – предметы деятельности, которые он должен "обрабатывать" и к которым должно относиться это знание. Кроме того, чтобы решить задачу, исследователь должен владеть определенными средствами решения и должен суметь построить из них процедуру, или процесс решения задачи.

№ слайда 25 Методологические положения выступают в деятельности ученого-исследователя в особ
Описание слайда:

Методологические положения выступают в деятельности ученого-исследователя в особой роли: они регулируют и направляют выбор средств и построение процедур решения задач. Поэтому эти положения должны иметь вид предписаний к деятельности, то есть примерно такую форму: Если (следует описание условий и требований задачи), то нужно (следует указание на объекты деятельности, средства и порядок самих действий в процедуре решения).

№ слайда 26 Типичная последовательность этапов при решении научной проблемы
Описание слайда:

Типичная последовательность этапов при решении научной проблемы

№ слайда 27 Типичная последовательность этапов при решении научной проблемы
Описание слайда:

Типичная последовательность этапов при решении научной проблемы

№ слайда 28 настоящее время наибольшее распространение получили две концепции развития науки
Описание слайда:

настоящее время наибольшее распространение получили две концепции развития науки - концепция Т.Куна о научных революциях и сменах парадигм и концепция И.Лакатоса - методология научно-исследовательских программ

№ слайда 29 основу своей концепции Лакатос кладет положение о том, что развитие научного зна
Описание слайда:

основу своей концепции Лакатос кладет положение о том, что развитие научного знания – это процесс, важнейшие характеристики которого не могут быть втиснуты в схемы индуктивизма. Историческое движение науки может быть объяснено как соперничество научных теорий, победа в котором обеспечивается не накоплением подтверждений, выдвинутых гипотез, а, прежде всего эвристическим потенциалом теории, ее способностью обеспечивать получение нового эмпирического знания, ее научной продуктивностью

№ слайда 30 modus ponens и modus tollens (Лат. «модус утверждающий» и «модус отрицающий»). В
Описание слайда:

modus ponens и modus tollens (Лат. «модус утверждающий» и «модус отрицающий»). В логике, два типа умозаключения, которые могут быть получены при использовании гипотетических высказываний – т.е. из высказываний вида «Если p, то q» (из p следует q). Modus ponens относится к умозаключениям вида "из p следует q; p, следовательно q". Пример modus ponens: Инспектор Лестрейд: "Если на мне есть брюки, значит есть задний карман. А если есть задний карман, то он не пустой. (А.Конан-Дойль. Собака Баскервилей)". Modus tollens относится к умозаключениям вида "из p следует q; не q, следовательно, не p". Пример modus tollens: «Если у Лестрейда нет револьвера, то следовательно он без брюк».

№ слайда 31 Пример успешной программы – теория тяготения Ньютона. Отрицательная эвристика за
Описание слайда:

Пример успешной программы – теория тяготения Ньютона. Отрицательная эвристика запрещала применять modus tollens к трем ньютоновским законам динамики и к его закону тяготения.

№ слайда 32 Пример еще одной успешной программы – квантовая теория атома Бора. Отрицательная
Описание слайда:

Пример еще одной успешной программы – квантовая теория атома Бора. Отрицательная эвристика запрещала применять modus tollens к выдвинутым им постулатам: о стационарных орбитах, подчиняющихся законам механики и электростатики, и об излучении и поглощении квантов при "перескоках" между орбитами.

№ слайда 33 Пример правильной, но не реализованной программы. В 1815 Проут выдвинул утвержде
Описание слайда:

Пример правильной, но не реализованной программы. В 1815 Проут выдвинул утверждение, что атомные веса всех чистых химических соединений являются целыми числами.

№ слайда 34 Положительная эвристика выручает ученого от замешательства перед океаном аномали
Описание слайда:

Положительная эвристика выручает ученого от замешательства перед океаном аномалий. Положительной эвристикой определяется программа, в которую входит система более сложных моделей реальности: внимание ученого сосредоточено на конструировании моделей, соответствующих тем инструкциям, какие изложены в позитивной части его программы. На известные "контрпримеры" и наличные данные он просто на обращает внимания.

№ слайда 35 автономность теоретической науки, что является историческим фактом. То, какие пр
Описание слайда:

автономность теоретической науки, что является историческим фактом. То, какие проблемы подлежат рациональному выбору ученых, работающих в рамках мощных исследовательских программ, зависит в большей степени от положительной эвристики программы, чем от психологически неприятных, но технически неизбежных аномалий

№ слайда 36 Подход Лакатоса позволяет увидеть слабость двух – по видимости весьма различных
Описание слайда:

Подход Лакатоса позволяет увидеть слабость двух – по видимости весьма различных - видов теоретической работы. Во-первых, слабость программ, которые подобно марксизму или фрейдизму, конечно являются "едиными", предлагают грандиозный план, по которому определенного типа вспомогательные теории изобретаются для того, чтобы поглощать аномалии, но которые в действительности всегда изобретают свои вспомогательные теории вослед одним фактам, не предвидя в то же время других.

№ слайда 37 отличие от Куна для описания того, как соизмерить или сравнить две конкурирующие
Описание слайда:

отличие от Куна для описания того, как соизмерить или сравнить две конкурирующие программы, Лакатос вводит представление о сдвиге проблем. “Исследовательская программа считается прогрессирующей тогда, когда ее теоретический рост предвосхищает ее эмпирический рост, то есть когда она с некоторым успехом может предсказывать новые факты (“прогрессивный сдвиг проблемы”).

№ слайда 38 Спасибо за внимание
Описание слайда:

Спасибо за внимание

№ слайда 39 Знание – структура взаимодействия субъектов деятельности через тексты (знаковые
Описание слайда:

Знание – структура взаимодействия субъектов деятельности через тексты (знаковые формы знания) и живущая в структурах и процессах мышления, коммуникации, деятельности и т.п. Эти процессы (и структуры) научного предмета свертываются в организованностях знания, а в процессе использования они развертывают все, что накопили и держали в себе.

№ слайда 40 Любая достаточно развитая наука может быть представлена в таком наборе блоков.
Описание слайда:

Любая достаточно развитая наука может быть представлена в таком наборе блоков.

№ слайда 41 Допустим заинтересовала проблема развития метода дифференциального и интегрально
Описание слайда:

Допустим заинтересовала проблема развития метода дифференциального и интегрального исчисления. Имеем набор текстов Евдокса, Евклида, Архимеда, Кеплера и т.д. Задача: представить эти тексты в виде рассуждений, или процессов мысли. Но! Мы пока не знаем, что такое рассуждение, или процесс мысли.

№ слайда 42
Описание слайда:

Скачать эту презентацию

Презентации по предмету
Презентации из категории
Лучшее на fresher.ru