Управление педагогическим коллективом в инновационном образовательном учреждении
Нововведения, или инновации, характерны для любой профессиональной деятельности человека и поэтому естественно становятся предметом изучения, анализа и внедрения. Инновации сами по себе не возникают, они являются результатом научных поисков, передового педагогического опыта отдельных учителей и целых коллективов. Этот процесс не может быть стихийным, он нуждается в управлении.Понятие “инновация“ в переводе с латинского языка означает “обновление, новшество или изменение“.
Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.Педагогическая инновация – нововведение в педагогическую деятельность, изменения в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности.
Инновационный процесс заключается в формировании и развитии содержания и организации нового. В целом под инновационным процессом понимается комплексная деятельность по созданию (рождению, разработке), освоению, использованию и распространению новшеств.
Инновации в образовании считаются новшествами, специально спроектированными, разработанными или случайно открытыми в порядке педагогической инициативы. В качестве содержания инновации могут выступать: научно-теоретическое знание определённой новизны, новые эффективные образовательные технологии, выполненный в виде технологического описания проект эффективного инновационного педагогического опыта, готового к внедрению.
В контексте инновационной стратегии целостного педагогического процесса существенно возрастает роль директора школы, учителей и воспитателей как непосредственных носителей новаторских процессов. При всем многообразии технологий обучения: дидактических, компьютерных, проблемных, модульных и других — реализация ведущих педагогических функций остается за учителем.
С внедрением в учебно-воспитательный процесс современных технологий учитель и воспитатель все более осваивают функции консультанта, советчика, воспитателя. Это требует от них специальной психолого-педагогической подготовки, так как в профессиональной деятельности учителя реализуются не только специальные, предметные знания, но и современные знания в области педагогики и психологии, технологии обучения и воспитания. На этой базе формируется готовность к восприятию, оценке и реализации педагогических инноваций.
Инновации разрабатываются и проводятся не органами государственной власти, а работниками и организациями системы образования и науки.
Руководитель любой школы, а тем более той, что переходит в режим развития, т.е. образовательного учреждения, в котором организован инновационный процесс, обязан все преобразования осуществлять на безупречной правовой основе.
Основные качества, которые должны быть присущи руководителю, следующие: Компетентность. Коммуникабельность. Внимательное отношение к подчиненным. Смелость в принятии решений. Способность творчески решать проблемы.
Возросшая компетенция, реализация принципа автономности школы означают одновременно и повышение ответственности педагогического персонала, руководителя школы за результаты и последствия любой, но особенно – инновационной деятельности.
Школа в установленном законодательством РФ порядке несёт ответственность за: невыполнение функций, отнесённых к её компетенции;реализацию в неполном объёме образовательных программ в соответствии с учебным планом и графиком учебного процесса;качество образования своих выпускников;нарушение прав и свобод учащихся, воспитанников и работников школы;жизнь и здоровье учащихся и работников во время образовательного процесса.
Менеджер – управленческий работник, руководитель, должностное лицо, представляющее администрацию школы.В задачи менеджера (зам.директора) входит организация конкретной работы, определенного числа сотрудников, которые ему подчиняются.
В практике выделяют следующие основные признаки менеджмента: постановку целей, организацию работы сотрудников, успешное удовлетворение потребностей клиентов (детей и их родителей). На менеджмент в школе, как правило, возлагают две основные функции: маркетинг и инновация. Инновация – это прежде всего поиск или разработка новых методик и технологий образования, причем высокого качества.
В условиях модернизации школы на этапе основной школы целесообразно выделить следующие основные функции заместителя директора школы – менеджера образовательного процесса в основной школе: поиск образовательных систем, программ, технологий, адекватных целям, поставленным перед школой;создание организационно- содержательных, организационно-методических, организационно-правовых условий образовательного процесса подростковой школы;подбор педагогических кадров, организация их деятельности и повышение квалификации;обеспечение психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса;
В условиях модернизации школы на этапе основной школы целесообразно выделить следующие основные функции заместителя директора школы – менеджера образовательного процесса в основной школе: проведение посреднических функций между педагогическим коллективом школы и авторским (научным) обеспечением образовательного процесса, а также взаимодействие с другими педагогическими коллективами школ РО (сетевое взаимодействие);организация мониторинга образовательного процесса и его коррекция;анализ продуктивности и результативности образовательного процесса по итогам учебного года.
это личность, постоянно работающая над собой, над своими профессиональными и личностными качествами.это стратег, видящий перспективу развития своей организации на несколько лет вперед, исходя из имеющихся социальных условий и ресурсов.носитель организационных перемен, вырабатывающий новые подходы к решению проблем, пропагандирующий новые ценности среди сотрудников, одержимый идеей, готовый преодолевать ради ее воплощения в жизнь длительные трудности.это лидер, стремящийся не приказывать, а выслушивать коллег, психологически настроенный на одобрение предложений, являющийся энтузиастом и готовящий, поддерживающий энтузиастов.
это человек, интегрирующий усилия сотрудников на широкое использование культурно-этнических инструментов управления. Таким образом, современный директор школы должен обладать вышеперечисленными человеческими качествами и иметь следующие черты менеджера-лидера:
Доступен любому работнику, тон обсуждения любых проблем всегда доброжелателен. Понимает, что управлять, значить делать дело руками других. Отсюда большую часть своего времени он отводит работе с персоналом, постоянно уделяя внимание системам поощрения. Он лично знаком со значительной частью работников. Противник кабинетного стиля управления, предпочитает обсуждать проблемы на местах, умеет слышать и слушать, решителен и настойчив. Терпимо относится к выражению открытого несогласия, умело делегирует полномочия исполнителям, строит отношения на доверии. В трудные минуты не стремится найти виновного, а ищет причину сбоев и отклонений.
Не распоряжается и не приказывает, а убеждает; строгий контроль заменяет доверием. Стремится развивать коллективные формы работы единой командой. Всегда открыт для новых идей, создает атмосферу, в которой свободное высказывание идей становится нормой. Формирует хороший психологический климат в коллективе, не удовлетворяет интересы одних работников за счет ущемления других. С готовностью, а главное, публично признает заслуги сотрудников. Не имитирует перемены, а на деле стремится осуществить позитивные изменения.
« Единственная возможность заставить человека сделать что -либо – это сделать так, чтобы он сам захотел сделать это» Д. Карнеги
Возникновение потребности.Поиск путей устранения потребности.Определение целей действия.Осуществление действия.Получение вознаграждения.Устранение потребности.
Мотивация как функция управления в инновационном ОУ Трудовая мотивация - это процесс стимулирования отдельного исполнителя или группы людей к деятельности, направленный на достижение целей организации, к продуктивному выполнению принятых решений или намеченных работ.
Эффективные образовательные технологии и программы оказывают влияние на учащихся, их родителей и учителей. В результате происходит: формирование развивающейся личности с высокой образовательной способностью; формирование педагога с психологической рефлексией, способного постоянно повышать свою профессиональную успешность; формирование педагогически успешного родителя.
Коллектив станет замотивирован эффективно выполнять свои функции только если: развита самодисциплина, самоуправление, самоорганизация, которые позволяют эффективно использовать время и потенциальные возможности; все члены группы чётко представляют себе цели общей работы; в группе задумываются над усовершенствованием методов коллективной работы; группа поддерживает своих членов и создаёт тесные взаимоотношения; создана производительная система мотивации.
ДАЙТЕ ЧЕЛОВЕКУ ПОЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ПОБЕДИТЕЛЕМНЕПРЕДСКАЗУЕМЫЕ И НЕРЕГУЛЯРНЫЕ ПООЩРЕНИЯ СТИМУЛИРУЮТ ЛУЧШЕ, ЧЕМ ОЖИДАЕМЫЕ И ПРОГНОЗИРУЕМЫЕВЫДЕЛЯЙТЕ ПРОМЕЖУТОЧНЫЕ ЦЕЛИ И ПООЩРЯЙТЕ ИХ ДОСТИЖЕНИЯБОЛЬШИЕ И РЕДКО КОМУ ДОСТАЮЩИЕСЯ НАГРАДЫ ОБЫЧНО ВЫЗЫВАЮТ ЗАВИСТЬ, А НЕБОЛЬШИЕ И ЧАСТЫЕ – УДОВЛЕТВОРЕНИЕРАЗУМНАЯ ВНУТРЕННЯЯ КОНКУРЕНЦИЯ – ДВИГАТЕЛЬ ПРОГРЕССА.
Факторы стимулирования педагогов: отдельные виды материального стимулирования – доплаты, премии; улучшение материально-технической базы; повышение категории; предоставление учителям свободного времени и уменьшение внешнего вмешательства; проведение конкурсов, семинаров, открытых уроков.