Компетентностный подход на уроках русского языка и литературы Учитель русского языка и литературы Шматенко Елена Владимировна
Система образования должна формировать Инициативность,Инновационность,Мобильность,Гибкость,Динамизм, Конструктивность.
Компетенция – совокупность определённых знаний, умений и навыков, в которых человек должен быть осведомлён и имеет практический опыт работы. (Полонский В.М. Словарь по образованию и педагогике М.: Высшая школа,2004 год.)
Ключевые компетенции: Информационная – готовность к работе с информацией;Коммуниктивная – готовность к общению с другими людьми;Кооперативная – готовность с сотрудничеству с другими людьми;Проблемная – готовность к решению проблем.
Госсандартом определены три задачи школьного курса русского языка: Формировать языковую,лингвистическую,коммуникативную компетенции.
Языковая компетенция - способность учащихся употреблять слова, их формы, синтаксические структуры в соответствии с нормами литературного языка.
Лингвистическая компетенция - предполагает более глубокое осмысление устной и письменной речи – её законов, правил, структуры, умение анализировать и классифицировать языковые явления.
Коммуникативная компетенция - способность к полноценному речевому общению во всех сферах человеческой деятельности, с соблюдением социальных норм речевого поведения.
Задание. Вставить в неопределённо-личные предложения местоимения, сопоставить и определить, чем отличаются односоставные предложения от двусоставных 1. Прошу не умничать.2.Сейчас неси сюда тулуп.3. Ну, братцы, затянем-ка на сон грядущий мою любимую.
Записываем предложение: Дни поздней осени бранят обыкновенно,Но мне она мила, читатель дорогой,Красою тихою, блистающей смиренно Задания. Рассказать, что видят они за этими строками поэта. Подобрать синонимы к словам бранить, блистать. Почему А. С. Пушкин называет осень тихой? Предлагаю прочитать предложение с разной интонацией. Какие строчки поэта об осени вы знаете? Запишите их. Определите двусоставные или односоставные предложения вы записали, предлагаю слова ассоциации к слову смиренно – прощание, слёзы, деревья, река, мама, закат…
Задание. Сравнить два текста. Определить авторский, обосновать своё мнение. Утро после урагана было сырое и серое. Земля, воздух, точно губка, пропиталась водой. Вода сочилась из расселин утёсов, стояла в чашечках цветов, ручьями падала с ветвей, шлёпала под ногами. Сырое и серое утро после урагана. Земля и воздух, точно губка, пропитанные водой. Вода, сочащаяся из расселин утёсов. Стоящая в чашечках цветов , падающая с ветвей, шлёпающая под ногами.
1. Записать текст под диктовку: сделать синтаксический и пунктуационный разбор. 2. Списать текст, вставив пропущенные буквы, знаки препинания, обозначить грамматическую основу и указать вид сказуемых. Старинным золотом и желчью напиталВечерний свет холмы. Зардели красны, бурыКлоки косматых трав, как пряди рыжей шкуры.В огне кустарники, и воды как металл.А груды валунов и глыбы голых скалВ размытых впадинах загадочны и хмуры.В крылатых сумерках – намёки и фигуры…Вот холм сомнительный, подобный вздутым рёбрам,Чей согнутый хребёт порос, как шерстью, чобром?Кто этих мест жилец: чудовище, титан?Здесь душно в темноте. А там – простор, свобода,Там дышит тяжело усталый океан. М. Волошин Вода в бухте отражала скалы. Цвет их был суров, неоднообразен. Скалы были чёрные, красные и жёлтые, как охра. Изредка их перерезали пласты белых и синеватых пород. Но у всех этих красок было общее свойство – их покрывал сизый налёт, свойственный окалине. Очевидно, это были следы космического огня и тепла. Зеленоватый сумрачный воздух, наполненный солнечным дымом и жёлтыми отсветами скал, струился над нами. Безмолвие каменного хаоса скрывало смертельные опасности обвалов. Не было слов, чтобы передать изгибы бухт, затенённые углы, гроты, выстланные чёрным блеском и светлой подворной травой. К. Паустовский