Подходы к отбору методического материала с учётом дифференцированного обучения на уроках химии. cЛукьянова Анастасия Николаевна Учитель химии, МБОУ СОШ №10
Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.
Цели дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей. Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.
Проблемы: повышению эффективности обучения и развитию личности каждого ученика препятствует: преобладание объяснительно-иллюстративного способа обучения;фронтальные формы обучения;низкий уровень познавательной самостоятельности учащихся;низкий уровень мотивации учения.
Различный уровень усвоения знаний (затрачивают различный объем времени на усвоение нового) Различия в типах мышления (практически действенное мышление, наглядно - образное, словесно-логическое.) Уровень обучаемости (высокая, средняя и низкая) Уровень работоспособности
С высокой работоспособностью Со средней работоспособностью С низкой работоспособностью
Как учителю выстраивать свою деятельность и деятельность ученика на уроке, чтобы учесть все особенности и сделать обучение эффективным для каждого ребенка? Как одновременно обучать всех, но по-разному?
собственная мотивация деятельности (зачем я это делаю?), постановка личной цели (предвосхищающий результат), личный план деятельности, реализация плана, рефлексия (осознание своей деятельности), корректировка или переопределение целей.
Последовательность действий I этап Первичное структурирование содержания Выделить стержневые линии целого курса и затем по каждой линии для каждого класса выделить то содержание, которое будет обеспечивать развитие представлений по рассматриваемой линии
Последовательность действий I этап Первичное структурирование содержания Выделить стержневые линии целого курса и затем по каждой линии для каждого класса выделить то содержание, которое будет обеспечивать развитие представлений по рассматриваемой линии матрица «Минимум содержания образования по химии»
Последовательность действий II этап Создание разноуровневой программы Выбрать крупную тему или раздел, разбить на теоретическую и практическую части, в зависимости от их объема распределить часы и изучать раздельно
Последовательность действий Выделить интегрирующие дидактические цели на трех уровнях для каждого учебного занятия и отобрать содержание III этап Подготовка учебного занятия Ученик должен уметь сравнивать, делать выводы, давать оценку новой теме (рефлексия), задания со сложными алгоритмами Перенос в измененную ситуацию, умение делать анализ, т.е. выявление причинно- следственных связей; Ученик должен уметь выполнять по образцу задания, задания на воспроизведение, понимание;
Оценивание Синтез Анализ Применение Понимание Знание
Виды деятельности Репродуктивная деятельность (Ребенок выполняет работу по образцу) Виды помощи : свертывание информации, объяснение на языке детей (в т.ч. консультанты) ориентация на другие каналы восприятия, опорные таблицы, схемы, работа по готовому алгоритму, комментированное выполнение заданий, работа со справочной литературой, работа с опорой на готовый образец Целеполагание: - сформировать понятие, научиться узнавать..., Личностная установка: Что я делаю? Что необходимо делать? - Как сделать? Результат: решение типовых задач по образцу, алгоритму. Оценка: «3»
Виды деятельности Конструктивная деятельность (Выполнение операций частично-поискового характера) Целеполагание: знать классификацию, уметь определять вид, Личностная установка: Что я делаю? Что необходимо делать? Как сделать? Какие есть варианты? Результат: выполнение нетипичных заданий по алгоритму. Оценка: «4»
Виды деятельности Творческая деятельность (Выполнение действий и операций, основанных на абстракции) Целеполагание: научиться конструировать …по схеме, Личностная установка: Что надо сделать новое (создать, придумать)? Результат: продуктивная самостоятельная деятельность в нестандартной ситуации Оценка: «5»
Дифференцированный подход на основных этапах урока: Целепола-гания Творческий Конструктивный Репродуктивный
Дифференцированный подход на основных этапах урока: Изучение нового материала Творческий Репродуктивный
Дифференцированный подход на основных этапах урока: Закрепление Конструктивный Репродуктивный
Дифференцированный подход на основных этапах урока: Контроль Творческий Конструктивный Репродуктивный
Домашнее задание Творческий Конструктивный Репродуктивный
Сделайте выводы о реакциях и запишите уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде.1.Продемонстрировать свойства, определяемые наличием ионов водорода на примере кислот:I вар.: серной кислотой,II вар.: соляной кислотой, III вар.: азотной кислотой.Взаимодействие с металлами. I вар. Магний, II вар. Алюминий, III вар. Цинк.Взаимодействие с оксидами металлов.Взаимодействие с основаниями.
2. Свойства, определяемые наличием кислотных остатков. Качественные реакции.I вар.: к раствору серной кислоты прилили раствор сульфата бария; II вар.: к раствору соляной кислоты прилили раствор нитрата серебра;III вар.: к раствору ортофосфорной кислоты прилили раствор хлорида алюминия. Сделайте выводы о реакциях и запишите уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде.
3.Охарактеризовать свойства кислот, обусловленные свойствами молекул, такими как сила кислоты, прочность молекулы, летучесть. Взаимодействие карбоната кальция с I вар.: соляной кислотой, II вар.: азотной кислотой, III вар.: серной кислотой. Сделайте выводы о реакциях и запишите уравнения реакций в полном ионном и сокращенном виде.
Анализ результатов исследования позволяет сделать вывод, что повышению качества и результативности учебного процесса будут способствовать более широкое использование дифференцированного обучения: использование разноуровневых заданий при даче домашнего задания, включение проверочных заданий различных по форме и содержанию информации в виде таблиц, графиков и диаграмм, учет знаний, которые учащихся получают вне школы из различных источников;
использование заданий, проверяющих различные виды деятельности, с преобладанием заданий на применение знаний для объяснения природных явлений; усиление внимания к выявлению ошибочных представлений учащихся, установлению причин их возникновения и разработке корректирующих методик; расширение интеграции естественнонаучных знаний, полученных при изучении различных предметов, и разработка единых подходов к формированию основных естественнонаучных понятий, изучаемых в различных курсах;
изменение акцентов в учебной деятельности учащихся: более широкое использование в обучении видов деятельности, направленных на интеллектуальное развитие учащихся за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности. Спасибо за внимание!