Креативный потенциал воспитанника
Стратегия качества воспитания предполагает реализацию идеи развития интеллектуального ресурса нации как величайшей духовной ценности. Творческий потенциал – это фактор позитивного стимулирования индивидуально-личностного роста; интеллектуальный ресурс как главная движущая сила поступательного развития человеческого общества.
Высшей формой творческого потенциала личности является креативность как универсальная способность к продуктивной деятельности.Если творчество – это стиль (качественная характеристика деятельности), то креативность – это совокупность индивидуальных психологических характеристик творческой личности.
Педагогическое определение творческих способностей способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.
Творческие способности индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.
Для определения творческих способностей Богоявленская Д.Б выделяет следующие параметры: беглость мысли (количество идей), гибкость мысли (способность переключаться с одной идеи на другую), оригинальность (способность производить идеи), любознательность, фантастичность.
Богданова Т.Г. выделяет совокупность множества способностей: Способность рисковать; Дивергентное мышление; Гибкость в мышлении и действиях; Быстрота мышления; Способность высказывать оригинальные идеи, изобретать что-то новое; Богатое воображение; Восприятие неоднозначных вещей; Высокие эстетические ценности; Развитая интуиция.
Детские творческие способности – это естественное поведение ребёнка на фоне отсутствия стереотипов, где точкой отсчёта является норма, и чем дальше от неё, тем показатели творчества выше.
Условия эффективного развития творческих способностей младших школьников. Создаются ситуации выбора, процесс обучения включает задания, которые выполняются с учётом воображения; Организуется сотворчество в детском коллективе с целого проявления и развития творческих способностей каждого; Используются технологии развития творческого мышления; Производится систематическое отслеживание результатов диагностики. У каждого ребёнка есть разного рода дарования.
Способы стимулирования творческих способностей обеспечение благоприятной атмосферы; доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка; обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности; поощрение высказывания оригинальных идей; обеспечение возможностей для практики; использование личного примера творческого подхода к решению проблем; предоставление детям возможности активно задавать вопросы.
Важность развития творчества младшего школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей учащихся, готовит их к жизни в обществе.
Сущностная структура креативности Креативный процессКреативный продуктКреативная личностьКреативная среда
Структура креативности (по Н.Ф.Вишняковой) Креативность как личностная категория, связанная с саморазвитием и самоактуализацией;Креативность как созидательный процесс;Креативность как результат деятельности, связанный с созданием нового.
Основные показатели сформированности творческих способностей воспитанников Определенный уровень знаний и умений, их качество и степень их обобщенности;Степень развития психических механизмов, лежащих в основе развития творческих способностей учащихся: внимания, памяти, воображения (эти качества являются основой продуктивного мышления),Уровень развития мышления, который определяется главным образом степенью способностей умственных действий и операций, которые он способен производить в процессе учебно-познавательной деятельности;Владение приемами поисковой и творческой деятельности.
Мониторинг креативного потенциала личности может включать следующие качественные показатели: Познавательную учебную деятельность. Она должна строиться с учетом возможности проявиться в различных сферах деятельности. Это важно как источник приобретения новых знаний и нового опыта и основание для трансформации этих знаний и опыта в другие сферы деятельности.
Ориентация на интеллектуальную инициативу.Она предполагает проявление самостоятельности при решении различных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, альтернативный путь решения, рассмотреть проблему на более глубоком уровне или с другой стороны.
Самостоятельность учебной деятельности.Предполагает развитие способности к самостоятельному поиску знаний, исследованию проблем. Созданию разнообразных объектов. В чем кроется залог развития творческих возможностей личности.
Активность трансформационных возможностей предметно-пространственной среды.Предполагает преобразование, которое способствует реализации творческих проявлений ребенка.
Сочетание индивидуальной учебной и исследовательской деятельности с ее коллективными формами.Предполагает как индивидуальное обучение, так и коллективную творческую деятельность.
Проявление творческого поиска представляет собой совокупность признаков: Реконструктивное творчество;Комбинаторное творчество;Творчество через аналогию.Задача педагога – фиксировать подобные проявления ребенка на предмет:Понимания и структурирования исходной информации;Постановки задачи, поиск исходной информации;Прогнозирование решений, разработка гипотез.
Творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический смысл, но и практический смысл. Знание педагогов, что подразумевается под творческими способностями учащихся, расширит границы их проявления у детей.