Специальное образование детей с нарушением речи
СОДЕРЖАНИЕ : Понятие «Нарушение речи» Классификация нарушений речи Характеристика лиц с нарушением речи Организация и содержание коррекционной психологической помощи Актуальные проблемы организации специального образования и психологической помощи
Понятие «Нарушение речи» Отклонение от речевой нормы, принятой в данной языковой среде, полностью или частично препятствующих речевому общению и ограничивающих возможности социальной адаптации человека
Нарушения речи могут проявляться в нарушении произношения; грамматического строя речи; бедности словарного запаса; темпа и плавности речи.
Классификация нарушений речи КЛИНИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Классификация нарушений речи ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
Причины речевых нарушений: Неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) условия окружающей среды.
Основной признак тяжелого нарушения речи - Резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Виды тяжелых нарушений речи: Алалия Афазия Ринолалия Дизартрия Некоторые виды заикания
Причины речевой патологии: Внутриутробная патология Патология во время родов Различные заболевания в первые годы жизни ребенка Наследственные факторы Различные неблагоприятные влияния окружающей среды
Психолого-педагогические особенности детей с тяжелыми нарушениями речи Нестойкость интересов Пониженная наблюдательность Сниженная мотивация Негативизм Неуверенность в себе Повышенная раздражительность Агрессивность Обидчивость Трудности в общении с окружающими Трудности формирования саморегуляции и самоконтроля
Организация и содержание коррекционной психологической помощи Дошкольные учреждения системы образования: Группы для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (ФФН); Группы для детей с общим недоразвитием речи (ОНР); Группы для детей с заиканием.
Специальные учреждения для детей школьного возраста: Логопедический кабинет Специальные школы
Обучение детей с нарушением речи При комплектовании классов учитываются уровень речевого развития и характер первичного дефекта ребенка Срок обучения-12 лет Предусмотрено значительное количество часов на производственно-трудовое обучение
Сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных занятий Словарная работа Специально организованная лексическая работа Работа по формированию и коррекции грамматического строя Работа по исправлению нарушений звукопроизношения