Муниципальное образовательное учреждение Глебовская средняя общеобразовательная школа Из опыта работы учителя русского языка и литературы Хреновой Н.Д. 2010 г.
Педагогическая анкета Образование высшее: Владимирский государственный педагогический институт им. П.И.Лебедева – Полянского, 1977 год Специальность: русский язык и литература Стаж работы: 38 лет
Моё педагогическое кредо Моё педагогическое кредо легко укладывается в три «Н», которые так тесно связаны и переплетены, что порой невоз можно определить, где кончае тся одно и начинается другое:
Надо любить детей и весь окружающий мир Надо непрерывно учиться Нельзя быть равнодушным
Отсюда вытекают принципы моей работы 1) Принцип сотрудничества 2) Принцип сотворчества 3) Принцип личного примера 4) Принцип самоанализа
Никакого насилия по отношению к кому-либо – каждый имеет право выбора: дать как можно больше – и взять сколько может; Тактичность и доброжелательность; Учить может только тот, кто сам постоянно учится, саморазвивается, самосовершенствуется; Разумный подход к учебному материалу, методам и средствам обучения и воспитания.
Почти по Л.Н.Толстому Необходимо «рваться, путаться, биться, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие - душевная подлость».
Методическая тема, над которой работала последние 5 лет «Многоаспектный лингвостилистический анализ художественного текста на уроках русского языка»
Причины обращения к данной проблеме Необходимость развивать языковой эстетический вкус обучающихся , способность осознавать эстетическую ценность высказывания, объяснять языковые истоки его образности и выразительности, а также формиро вать у обучающихся потребность совершенствовать свою собственную речь, приближая её к эстетическим речевым нормам.
Необходимость целенаправленно развивать диалогическую и монологическую речь обучающихся (устную и письменную); формировать умение рассуждать на предложенную тему, приводя различные способы аргументации собственных мыслей, умение делать выводы.
Необходимость – довести до сознания детей, почему мы так говорим, постичь самую суть языка, «уловить чудные законы его»
Основные требования, предъявляемые к работе с художественным текстом Каждый текст, используемый для анализа, проходит через четыре основных этапа в работе: 1) восприятие текста; 2) лингвостилистический его анализ ; 3) выразительное чтение; 4) заучивание наизусть и письмо по памяти. Пятый этап, заключающийся в проведении какой-либо творческой работы на основе проанализированного литературного образца, дифференцированный:
Это может быть составление собственного речевого высказывания по аналогии с данным текстом при сохранении структуры описания, использованных писателем языковых средств выразительности и т.п. (См. приложение №2) В слабом классе можно ограничиться изложением по тексту или записью выводов, сделанных при анализе текста в классе.
Любая работа с текстом или маленьким фрагментом его начинаются с того, что художественное высказывание воспри нимается детьми на слух или зрительно. И на этом этапе важно создать особый настрой, который бы помог ввести ребёнка в систему художественных образов этого текста. Лучше всего, если текст выразительно читает сам учитель, безукоризненно владеющий интонацией.
Следующий этап – осмысление лингвистических средств создания образности художественного текста. Это требование к работе с художественным текстом отражает основную цель проведения такой работы в школе: обучающиеся должны осознать изобразительно-выразительные возможности тех языковых явлений, которые изучаются на уроках. Красота и удивительное богатство языка открывается детям в процессе такой работы.
Следующий этап – выразительное чтение Выразительное чтение помогает проверить, насколько поняли обучающиеся анализируемое произведение или отрывок из него.
Примерный план лингвостилистического анализа текста – выяснение фонетико-интонационных особенностей текста, приёмов звуковой его инструментовки; – анализ экспрессивных средств словообразования; – лексические образные средства; – грамматические (морфологические, синтаксические) средства усиления изобразительности текста; – особенности графического (орфографического, пунктуационного) оформления текста.
Вот какую работу можно провести по тексту из «Затесей» Астафьева: Паутинка. Грибное предосенье. Липнет паутина к лицу. Заденешь, раздерешь паутину – и в сырую траву горохом осыпаются пауки. Путаясь в смятой паутине, они часто и беспомощно перебирают закорючинками лапок. А ведь в только что растянутой паутине, в сложных и мудрых хитросплетениях ее они жили, кого-то сторожили и чувствовали себя по-хозяйски дома. Нарушился порядок. Не стало гармонии. Рухнул паучий мир, выпало звено из природной отлаженной жизни, лопнула еще одна ее тонкая струна. Я смотрю на железнодорожный мост, мерцающий сплетениями паутины над широкой рекой, и вижу, как быстро-быстро по его нитям перебирается многолапый и многорукий паук. (94 слова)
1. Прочитайте текст. Сколько в нем микротем? 2. Определите тему, выделите основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста. 3. Объясните смысл названия. На что указывает заглавие: на тему или основную мысль текста? 4. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная, их сочетания)? 5. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите. 6. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор? 7. Охарактеризуйте синтаксис текста. 8. Какие виды орфограмм и пунктограмм встречаются в тексте? 9. Подготовьтесь к выразительному чтению текста.
Вид творческой работы по тексту Текст называется просто и незатейливо «Паутинка», но глубоко символично. Паутинка – это что-то тонкое, хрупкое, непрочное. Заденешь ненароком – и чей-то мир разрушится, перестанет существовать. В данном случае паучий. В последнем предложении с паучьим миром сопоставляется человечий мир. Он такой же хрупкий и непрочный, несмотря на хитросплетения железной паутины. Лопнет какая-нибудь струна, не станет гармонии, не станет, в конце концов, самой жизни. Как же осторожно нужно относиться к жизни, к самой природе, чтобы не нарушить ее гармонии? Девять предложений, три из которых сложные (сложносочиненное с тире перед союзом и, бессоюзное и сложноподчиненное).Три односоставных (одно назывное, являющееся экспозиций этого повество вания с элементами описания и рассуждения), а два обобщенно-личных. Обособленные и однородные члены, синтаксический параллелизм (обратный порядок слов). Вот и весь синтаксис. Но какое тревожное настроение создают короткие, рубленые предложения, усиливая сожаление, возникшее уже в первом абзаце (нарушился порядок, не стало гармонии, рухнул мир, выпало звено, лопнула струна).
Сравнение «горохом», глагольная приставка о- (осыпаются), показывающие как неожиданно, разом, обвалом со все сторон «рухнул», разрушился, исчез «по-хозяйски» созданный дом, наречие «беспомощно» в сочетании с «закорючинками лапок» вызывают это сожаление. А ведь жили, кого-то сторожили, т.е. подстерегали добычу, и вот теперь беспомощно шевелят лапками. Я смотрю и вижу… Вижу такую же паутину, только созданную руками человека, и быстро-быстро перебирающего железными лапами паука-машину, поезд…
Текст проанализирован, выразительно прочитан. Следующим этапом может стать творческая работа: в слабом классе изложение этого текста, в сильном классе можно предложить написать сочинение – анализ данного текста или самостоятельную миниатюру – подражание писателю.
Много текстов для подобного анализа можно найти и в самих учебниках. Главное не пренебрегать этими упражнениями в погоне за отработкой орфографических, пунктуационных и грамматических правил. Еще большую возможность для анализа художественного текста предоставляют интегрированные уроки русского языка и литературы на примере изучаемых на уроках литературы произведений.
Проводя лингвостилистический анализ, необходимо помнить, что смысл любого слова, любого словесного образа может быть прояснён только тогда, когда оно, это слово (или словесный образ), не утрачивает своих связей со всем текстом, является составной частью всего художественного произведения в целом.
В заключение хочется особо сказать о работе над изобразительно – выразительными средствами языка, которую необходимо начинать в младших классах и последовательно и систематически доводить до 11 класса, постепенно оттачивая умение находить их в тексте, определять их роль и назначение в художественном произведении.