Компетентностный подходКомпетенция – способность и готовность применить знания и умения при решении профессиональных задач в различных областяхКомпетентность – владение определенными компетенциями(рабочее определение группы по разработке ГОС третьего поколения в высшем профессиональном образовании)
Компетентностный подход: предпосылки Смена парадигмы образованияТребования рынка трудаНаправления образовательной политикиРазвитие субъектов влияния на образование
Смена парадигмы образования Результаты международных исследований качества образования 60 % затрудняются в анализе текстов70 % не могут провести оценку социальных фактов и явлений51 % не могут создать речевое высказывание
Смена парадигмы образования TimssРоссийские школьники хуже решают задачи, ТРЕБУЮЩИЕ ПРИМЕНЕНИЯ ЗНАНИЙ В НЕЗНАКОМОЙ СИТУАЦИИPisa83 место в рейтинге по ПОНИМАНИЮ, ИНТЕРПРЕТАЦИИ, ПОИСКУ ИНФОРМАЦИИ, ПОСТРОЕНИЮ КОММУНИКАЦИЙ
От знаниевой парадигмы к компетентностному подходу Новое качество образованияЗнания + компетентности + психические новообразования +индивидуальные приращения (опыт, инициатива)
Требования рынка труда Работник, способныйРаботать в команде Принимать самостоятельные решенияМобильно перестраиватьсяСтавить и решать новые профессиональные задачиСамостоятельно изучать и внедрять профессиональные новшества Успешно действовать в ситуации неопределености
Направления образовательной политикиБолонское соглашениеПриоритетный национальный проект «Образование»
Направления образовательной политикиПереход к Болонскому соглашению:Двухуровневая система высшего образования: образовательные программы разной направленности Изменение системы оцениванияУвеличение доли самостоятельной работы студентов Программно-методическое обеспечение самостоятельной работы
Направления образовательной политикиИнновационные образовательные программы в ПНПООбразование для социально-экономического развития территорий Продуктная направленность образовательного процесса
Компетентностный подход: суть, предпосылки, направления реализацииПлан мероприятий по переходу к реализации Болонского соглашенияРазработка научно-методического обоснования моделей функционирования двухуровневой структуры высшего образования Разработка методики формирования требований к уровню подготовки выпускников на основе компетентностного подходаРазработка модели бакалавра и магистра
Изменение образовательной деятельности ИнтересВключение в деятельностьВыборПозицияПродуктПрезентацияОценкаРефлексия
Изменение педагогической деятельности Технологии активизации учебного процесса Технологии организации и моделирования деятельности в образованииТехнологии организации анализа и рефлексии образовательной деятельности
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ МЕТОД ПРОЕКТОВ Умение ставить задачи и планировать решениеУмение искать ресурсыУмение достигать результата в деятельностиУмение презентировать результатУмение работать в командеУмение оценивать результат
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИРазвитие критического мышления через чтение и письмоУмение анализировать, прогнозироватьУмение выделять главноеУмение предъявлять свою позициюУмение оформлять мысльУмение строить устную и письменную речь
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИДЕБАТЫУмение вести переговорыУмение работать с источниками учебной информацииУмение доказывать свою точку зрения и принимать чужуюУмение анализировать, перерабатывать, воспроизводить информацию
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИКЕЙС-СТАДИУмение анализировать ситуациюУмение интерпретировать информациюУмение обобщать Умение применять к практическим ситуациям разные типы знаний
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИПОРТФОЛИОУмение анализировать собственную деятельность Умение адекватно оценивать проблемы и достиженияУмение строить индивидуальную траекторию в образовании
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИФОРМИРОВАНИЕПроектных компетенцийАналитических и исследовательскихКоммуникативныхКомпетенции действовать в социальной среде Мыслительных процедур