МЕНЕДЖМЕНТ КАЧЕСТВА КАК ГУМАНИТАРНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ Ольга Сергеевна Мартьянова, кандидат философских наук зав. сектором менеджмента и анализа качества Петрозаводский государственный университет
Что такое «гуманитарные технологии»? Технологии социального управления? (реклама, PR, театр, кино) Педагогические технологии? (в профессиональном образовании)
Гуманитарные технологии это способы влияния на определенные сообщества: В случае PR – влияние на целевые группы В случае педтехнологий – на группы студентов
Гуманитарные технологии Объединяющим смыслом гуманитарных технологий (как педагогических, так и социальных) является новый тип управления процессами через влияние, мягкое взаимное воздействие сторон, групп и отдельных лиц друг на друга, при котором средства прямого авторитарного давления не рассматриваются в качестве инструментов управления.
Менеджмент качества: причина востребованности в высшем образовании потребность в научно-технологическом обеспечении процесса разрешения назревших стратегических проблем управления вузом все понимают, что нужно что-то менять, но как?
Главный тезис Менеджмент качества в университете может быть эффективен в качестве гуманитарной технологии.
Менеджмент качества это не просто эффективный метод управления, это, прежде всего, мировоззрение, система отношений между людьми, философия организации.
Элементы менеджмента качества вовлеченность в работу над качеством всех сотрудников организации новые принципы взаимоотношений «руководитель – подчиненный» делегирование полномочий от высшего звена к среднему и далее новые моральные и материальные стимулы хорошей работы методы преодоления психологических барьеров восприятия нововведений.
Менеджмент качества Коллектив вуза берет на себя ответственность за качество своей работы. Это невозможно без замены авторитарных элементов стиля управления вузом на технологические - управлять процессами начинают люди, которые смогли освоить и применить новые технологии управления.
Менеджмент качества: ошибки Менеджмент качества – сначала знания Подбор команды
Ответственные за систему качества: ключевые компетенции коммуникативность способность к со-мышлению и со-действию рефлексивность личностная заинтересованность в изменении ситуации в организации и способность к саморазвитию креативность способность к инновационной деятельности, приносящей конкретные результаты проектность способность к формулировке и реализации гуманитарных проектных идей в качестве образа будущего
Гуманитарные технологии: основные инструменты проектирование консультирование обучение управление
Гуманитарные технологии и менеджмент качества диалогичность и открытость – между взаимодействующими субъектами выстраиваются такие отношения, которые помогают достигать поставленные цели без давления и манипулирования людьми (обращение идет не к массе, как в случае выполнения идеологического заказа, а к личности и группе) постоянная диагностика выполнения замысла позволяет выявлять и устранять ошибки, корректировать процесс достижения результата.
Гуманитарные технологии и менеджмент качества применяются для решения стратегических задач, поэтому требуют видения будущего на 5, 10 и более лет вперед изменения в мировоззрении и мироощущении наиболее значительной части коллектива, достигнутые с помощью гуманитарных технологий, рано или поздно приведут к оздоровлению рабочих процессов и будут способствовать раскрытию творческого потенциала сотрудников
Главный резерв качества - Как и любой менеджмент, менеджмент качества – это сначала философия, т.е. работа с нормами и ценностями людей - Здесь кроется главный резерв качественного изменения в социально-психологическом климате коллектива, который сначала нужно настроить на выполнение новых задач, стоящих перед организацией.
Главный вывод Менеджмент качества может применяться в университетском управлении, но сначала эти технологии должны быть гуманитарными технологиями работы с мировоззрением коллектива.
Спасибо за внимание!