Стратегическая «волна» Стратегическая «волна» Сценарии и прогнозы: - Сбербанк и Всемирный экономический форум – «Доклад о конкурентоспособности России в 2011 г.» (май 2011). Формула Г. Грефа для стимулирования экономического развития России «3+5»: надо развивать три преимущества и побороть пять системных недостатков; - Разведывательный Совет США (дек. 2012) – «Global Trends 2030. Alternative World (Альтернативные миры. Глобальные тенденции 2030)»: изоляция («черный лебедь») или интеграция – экономика пока "остается ахиллесовой пятой" России; - Давос (янв. 2013) – три сценария Международного экспертного совета ВЭФ по России (А. Кудрин).
Стратегическая «волна» Стратегическая «волна» Правительственные документы: - «Основные направления деятельности Правительства РФ на период до 2018 г.» (янв. 2013) – «инновационная, инвестиционно привлекательная, социально-ориентированная и эффективная»; - «Долгосрочный прогноз социально-экономического развития РФ до 2030 г.» (Минэкономразвития, 2012). Академические разработки: - «О стратегии развития экономки России» (Доклад С. Глазьева. АН РФ, 2011); - Предложения по совершенствованию «Стратегии 2020» (ВШЭ, 2011).
Стратегическая «волна» Стратегическая «волна» Банковская система РФ - «Банковская система России в условиях мирового экономического кризиса» (доклад на заседании Ученого совета Института экономики РАН, 2009); - «Банки в посткризисной экономике: Россия и международная практика» (Ассоциация региональных банков России и консалтинговая группа «Банки. Финансы. Инвестиции», 2010); - «Вызов десятилетия: качество и доступность банковских услуг» (Ассоциация российских банков, 2011); - «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года» (2011).
Институционализация стратегического управления на микро- и макро-уровнях Институционализация стратегического управления на микро- и макро-уровнях (Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина. 2001)
Институционализация стратегического управления на микро- и макро-уровнях Институционализация стратегического управления на микро- и макро-уровнях ВКЛЮЧАЕТ: дисциплину и правила поведения, управленческую иерархию, статусы и роли, формальные и неформальные нормы (системы норм), а также обычаи, ритуалы и законы, регулирующие социально-экономические отношения и взаимодействие субъектов общественной жизни.
Микро-уровень: Микро-уровень: стратегическое управление как подсистема банковского корпоративного управления - Кодекс корпоративного поведения (ФКЦБ, 2002): создание комитетов по стратегическому планированию; - Рекомендации Базельского комитета по банковскому надзору «Совершенствование корпоративного управления в кредитных организациях» (1999, 2006, 2010); - Письмо ЦБ РФ от 07.02.2007 № 11-Т «О перечне вопросов для проведения кредитными организациями оценки состояния корпоративного управления»; - Письмо ЦБ РФ от 13.09.2005 № 119-Т «О современных подходах к организации корпоративного управления в кредитных организациях».
Микро-уровень: Микро-уровень: стратегическое управление как подсистема банковского корпоративного управления «Процессы формулирования, формирования, осознания и реализации стратегии порождают целый ряд новых (и полезных) микроинститутов на предприятии. Клейнер Г. Б. Эволюция институциональных систем. М.: Наука, 2004 . С. 171. Этот куст включает стратегическое планирование, стратегический контроль и стратегический мониторинг, а также микроинституты координации, согласования, коммуникации и познавательной деятельности на предприятии.
Макро-уровень: Макро-уровень: стратегический дискурс и закон о стратегическом планировании Произошла институционализация, т. е. превращение (кристаллизация) стихийно возникших: 1) научного и практического управленческого движения в ряд НАУЧНЫХ ШКОЛ стратегического менеджмента; 2) особого политического и публицистического жанра – в новую языковую традицию, своеобразный ДИСКУРС ЖАНР или индивидуальный язык, «язык в языке» – особый тип текстов и речи, обладающие специфической тематикой и стилистикой, установками, развитыми способами рассуждений и аргументации и создающие общий контекст для описания лиц, объектов, обстоятельств и процессов управления.
Макро-уровень: Макро-уровень: стратегический дискурс и закон о стратегическом планировании - Проект Закона РФ «О государственном стратегическом планировании» (Минэкономразвития, октябрь 2009 г.) - Указ Президента Российской Федерации 7 мая 2012 г. № 596 «О долгосрочной государственной экономической политике»: п. 2. а) в области стратегического планирования социально-экономического развития: подготовить и внести до 1 октября 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проект федерального закона о государственном стратегическом планировании, предусматри-вающий координацию стратегического управления и мер бюджетной политики.
Проблемы и противоречия институционализации Проблемы и противоречия институционализации (незавершенность процесса образования института стратегического управления) 1. Не развитость дискурса; 2. Доминирование сценарного подхода (мышления); 3. Слабость и незавершенность правовой форма-лизации управленческой деятельности и её организации.
ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ Бляхман Л. С., Маркин А. А. Организация управления социалистическим предприятием. М.: Высшая школа, 1983. С. 43
СЦЕНАРНЫЙ подход СЦЕНАРНЫЙ подход & ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЙ подход Прогнозирование & Проектирование Наблюдение & Организация
В силу его коренной связи с экономико-управленческими (властными) феноменами хозяйственной жизни, этот дискурс чрезмерно политизирован и идеологизирован: В силу его коренной связи с экономико-управленческими (властными) феноменами хозяйственной жизни, этот дискурс чрезмерно политизирован и идеологизирован: «Пятилетка эффективности и качества» РАЗВИЛКИ (Crossroads) «ЛАБИРИНТЫ» политики ? - Россия–Европейский союз: о развилках «стратегического партнерства». М.: ИНСОР. Июнь 2012 г. - Fox Liam. A Strategic Crossroads – The Challenge for the UK, EU, and NATO in an Uncertain Future. Lecture to the British Politics Society Norway at the University of Oslo. 29th October 2012. - Russia’s Infrastructure at a Crossroads – The Key to Modernization. Russia Strategic Infrastructure Leadership Forum. Catalyzing Russia’s Global Competitiveness. 11-13 May 2010. Moscow, Russia.
Как минимум по двум направлениям: 1. нарушается логика поэтапного движения – «что делать?»; 2. возникают трудности при установлении системы санкций для поддержания и закрепления института (норм, процедур, правил, кодексов поведения) – «кто виноват?».
«Gaps & Traps «Gaps & Traps национального банковского стратегического проектирования» I. ЛОГИКА стратегического управления: концепция, стратегия или концепция стратегии?
ПРИМЕР: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р). ПРИМЕР: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 13.11.2009 № 1715-р). 1. Стратегия определяет 2. Стратегия формирует Стратегия – документ, конкретизирующий цели, задачи и основные направления экономической политики.
ПРИМЕР: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» ПРИМЕР: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» 3. Положения Стратегии используются при разработке и корректировке программ социально-экономического развития, энергетических стратегий и программ субъектов Российской Федерации 4. Цели Стратегии определяются основными внутренними и внешними вызовами предстоящего долгосрочного периода. Главный внутренний вызов заключается в необходимости выполнения энергетическим сектором страны своей важнейшей роли в рамках предусмотренного Концепцией перехода на инновационный путь развития экономики. Главный внешний вызов заключается в необходимости преодоления угроз, связанных с неустойчивостью мировых энергетических рынков и волатильностью мировых цен на энергоресурсы, а также обеспечения вклада энергетического сектора страны в усиление позиций России в мировой экономической системе.
ПРИМЕР: «Энергетическая стратегии России на период до 2030 года» ПРИМЕР: «Энергетическая стратегии России на период до 2030 года» 5. Необходимость адекватного ответа на важнейшие внутренние и внешние вызовы долгосрочного развития в сочетании с имеющимися проблемами в энергетической сфере формирует цели и задачи Стратегии. Соответствующие риски подлежат учету в системе стратегических приоритетов и ориентиров, а также в рамках процесса поэтапной реализации Стратегии. 6. Главной целью Стратегии является создание инновационного и эффективного энергетического сектора страны, адекватного как потребностям растущей экономики в энергоресурсах, так и внешнеэкономическим интересам России, обеспечивающего необходимый вклад в социально ориентированное инновационное развитие страны.
ПРИМЕР: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» ПРИМЕР: «Энергетическая стратегия России на период до 2030 года» ВЫВОДЫ 1. Отражает субординацию управленческих процессов: 2. В целом методологически полноценна (соответствует природе и сущности стратегии как социального института): Стратегия имеет отношение к столкновению - антагонистических, - целенаправленных, - обеспеченных необходимыми ресурсами - и продолжительных по времени волевых устремлений и действий оппонентов (противников).
«Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.» (2011). «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 г.» (2011). Цель развития сектора на среднесрочную перспективу является «Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г.» (2005).
II. Внешние и внутренние вызовы и угрозы II. Внешние и внутренние вызовы и угрозы В «Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» обозначены системные вызовы долгосрочному социально-экономическому развитию страны, отражающие как мировые тенденции, так и внутренние барьеры развития. Среди них :
II. Внешние и внутренние вызовы и угрозы: II. Внешние и внутренние вызовы и угрозы: Угрозы устойчивому развитию банковской системы носят комплексный характер, которые отражает взаимозависимость негативных макроэкономических факторов и специфических трудностей развития собственно банковской системы. Существование последних обусловлено: предыдущим состоянием и стихийным приспособлением российской экономки к финансовой политике макроэкономической стабилизации и денежным ограничениям (рестрикциям) середины 1990-х годов; неразвитостью национальной банковской системы, вызванной исходными деформациями её формирования и последующего посткризисного реформирования (ее неустойчивость, слабая связь с реальным сектором, зависимость от сырьевого сектора и т. п.); влиянием внешних финансовых кризисов и шоков.
II. Внешние и внутренние вызовы и угрозы II. Внешние и внутренние вызовы и угрозы Стратегический «тупик»
II. Внешние и внутренние вызовы и угрозы II. Внешние и внутренние вызовы и угрозы
III. Национальные интересы, стратегические цели и общественный консенсус III. Национальные интересы, стратегические цели и общественный консенсус «Для долгосрочного стабильного обеспечения экономики и населения страны всеми видами энергии необходима научно обоснованная и воспринятая обществом и институтами государственной власти долгосрочная энергетическая политика». Энергетическая стратегия России на период до 2020 г. (утверждена распоряжением Правительства РФ от 28.08.2003 № 1234-р) Какая стратегия нужна банкам, деловому сообществу, гражданам, обществу в целом?
III. Национальные интересы, стратегические цели и общественный консенсус III. Национальные интересы, стратегические цели и общественный консенсус Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» (утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. N 1662-р)
III. Национальные интересы, стратегические цели и общественный консенсус III. Национальные интересы, стратегические цели и общественный консенсус КОНЦЕПЦИЯ: Стратегия инновационной модернизации, поскольку она должна привести к качественному преобразованию отечественной банковской системы. Инновационная модернизация предполагает выработку конкретных мер со стороны государства и бизнес-сообщества, обеспечивающих развитие банковской системы по стратегической линии ЦЕЛЬ: вхождение России в 20 стран по интегральному показателю развития финансового сектора и в 50 наиболее конкурентоспособных стран мира по уровню развития финансовой системы.
IV. Роль банковских стейкхолдеров в организации стратегического управления IV. Роль банковских стейкхолдеров в организации стратегического управления Ричард Фриман (R. E. Freeman, 1984) Инвестиционная трактовка (Post J. E., Preston L. E., Sachs S. , 2002)
IV. Роль банковских стейкхолдеров в организации стратегического управления IV. Роль банковских стейкхолдеров в организации стратегического управления
V. Стратегические инвестиции и капитализация российских банков V. Стратегические инвестиции и капитализация российских банков Высокая распыленность банковского капитала
V. Стратегические инвестиции и капитализация российских банков V. Стратегические инвестиции и капитализация российских банков Способы капитализации (разумный протекционизм)
Заключение РСПП на проект Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года Заключение РСПП на проект Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года 1. Стратегия должна отвечать интересам всего общества, государства, банков и их клиентов. 2. В связи с отсутствием четкого целеполагания (имеется в виду отсутствие четко определенных целей, задач, системы приоритетов, ресурсного обеспечения - материального, финансового, кадрового, а также сроков, этапов реализации, системы ограничений, рисков, оценки достигнутых результатов, ответственности и т.д.) из проекта Стратегии не ясно, какие задачи являются приоритетными для банков и какова роль государственных органов исполнительной и законодательной власти, в частности, Государственной Думы РФ, Правительства РФ, Министерства экономического развития РФ, Министерства финансов РФ, Центрального Банка, коммерческих банков, их ассоциаций и объединений, экспертного сообщества в их решении.
Заключение РСПП на проект Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года Заключение РСПП на проект Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2015 года 3. Стратегическая карта является основным инструментом мониторинга реализации утвержденной Стратегии. Отсутствие страткарты, портфеля проектов, необходимых для достижения поставленных целей, и их ресурсного обеспечения не позволяют называть рассматриваемый документ Стратегией. 4. Проект рассматриваемого документа носит характер Концепции развития банковского сектора и не является Стратегией в современном понимании этого документа.