ВНЕДРЕНИЕ ПРИНЦИПОВ КСО И ОЦЕНКА ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ БЛАГОВ Юрий Евгеньевич
Теоретические рамки: проблемы терминологии Теоретические рамки: проблемы терминологии КСО и стратегическое управление КСД и организационное обучение: проблема институционализации «Принципы ведения бизнеса» и ARCTURUS: перспективы использования
КСО: ТЕРМИНЫ И КОНЦЕПЦИИ
ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: ПРИНЦИПЫ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ: Институциональный: Общество дает бизнесу власть, ожидая, что она будет направлена на удовлетворение общественных ожиданий. Организационный: Бизнес несет казуальную ответственность за результаты своей деятельности. Индивидуальный: Менеджер не только «агент собственника», но и «свободный моральный агент».
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАМКИ: ПРОБЛЕМЫ ТЕРМИНОЛОГИИ Корпоративная социальная деятельность (CSP) Принципы (Корпоративная социальная ответственность: CSR-1): экономическая, правовая, этическая, филантропическая Процессы (Корпоративная социальная восприимчивость: CSR-2) Результаты Корпоративное гражданство Корпоративная социальная устойчивость Менеджмент заинтересованных сторон
КСО И КОНЦЕПЦИИ СТРАТЕГИЧЕКОГО УПРАВЛЕНИЯ Отраслевая концепция (Porter и др.): Корпоративная филантропия - конкурентная среда в рамках отраслевого кластера Ресурсная концепция (Barney и др.): Создание, развитие и комбинирование ресурсов, позволяющих реализовать социальную ответственность Концепция заинтересованных сторон (Post-Preston-Sachs): Развитие «организационного богатства» через «отношенческие активы»
Все заинтересованные стороны могут влиять на конкурентные позиции фирмы в отрасли Все заинтересованные стороны могут влиять на конкурентные позиции фирмы в отрасли Все заинтересованные стороны могут вносить вклад в уникальные ресурсы и способности фирмы – источник ее конкурентных преимуществ Любая заинтересованная сторона способна выступить в качестве социально-политического субъекта, определяющего легитимность фирмы в обществе Устойчивость фирмы и успех ее стратегии основывается на способности генерировать организационное богатство в долгосрочной перспективе, опираясь на взаимовыгодные отношения с системой заинтересованных сторон
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАМКИ
КСО И ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ В РОССИЙСКИХ КОМПАНИЯХ 1992-1998: Самодиагностика: “филантропия”, “социальное покаяние”, “издержки ведения бизнеса” Стадия обучения: оборонительная следования правилам Нормы: Хартия бизнеса России (Круглый стол бизнеса России, 1996) – “отказ от насилия”
1998-2003: 1998-2003: Самодиагностика: “поиск модели устойчивого развития компании” Стадия обучения: управленческая стратегическая Нормы: Хартия корпоративной и деловой этики РСПП – “добропорядочность и справедливость” Результаты: Начало социальной отчетности (BAT Россия, 2003)
После 2003 г.: После 2003 г.: Самодиагностика: “издержки ведения бизнеса”, “Корпоративная социальная ответственность”(?) Стадия обучения: стратегическая оборонительная(?) Нормы: Социальная хартия российского бизнеса (РСПП, 2005) – “Корпоративная устойчивость” Результаты: Рост социальной отчетности (2006: 22 отчета по стандарту GRI) Процессы: Проблема институционализации
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ РАМКИ Институционализация корпоративной социальной деятельности (CSP) Принципы (Корпоративная социальная ответственность: CSR-1) Этические кодексы Процессы (Корпоративная социальная восприимчивость: CSR-2) Организационные рутины, модели самооценки Результаты Корпоративные социальные отчеты
ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ “ПРОЦЕССОВ” “Интуитивный” поиск связи управления заинтересованными сторонами и корпоративной устойчивостью
ПРОБЛЕМА ИНСТИТУЦИОНАЛИЗАЦИИ: ПРИМЕР CAUX ROUND TABLE CRT: Международная организация лидеров бизнеса, созданная в 1986 г. в Ко (Швейцария) с целью выработки правил этичного ведения международных операций и развития социально-ответственных отношений между компаниями США, Японии и Западной Европы ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА (1994) МОДЕЛЬ САМООЦЕНКИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УПРАВЛЕНИЯ “ARCTURUS” (2002)
ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА Общие принципы: 1. От акционеров к заинтересованным сторонам 2. Экономическое и социальное воздействие бизнеса 3. От буквы закона к духу доверия 4. Поддержка многосторонней торговли 5. Уважение к правилам 6. Уважение к окружающей среде 7. Отказ от незаконных операций
ПРИНЦИПЫ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА Принципы отношений с заинтересованными сторонами: 1. Потребители 2. Работники 3. Собственники/Инвесторы 4. Поставщики 5. Конкуренты 6. Сообщества
ARCTURUS: МАТРИЦА САМООЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТЫ САМООЦЕНКИ 48 ЯПОНСКИХ И 38 РОССИЙСКИХ КОМПАНИЙ
РОССИЯ – 3 КОМПАНИИ
Может использоваться в любых компаниях Может использоваться в любых компаниях Сопоставим с международными и российскими стандартами Доводит КСО до каждого “рабочего места” Требует адаптации Принципы слишком “патетичны” Отсутствует “государство” (бюрократия) как заинтересованная сторона Неясна трактовка “сообщества” “Принципы ведения бизнеса” как инструмент “морального империализма”?