Мышление развивается в проблемной ситуации, Когда ребёнок сам «собирает» понятия о предмете. (Л. Выготский)
Технология развития критического мышления (ТРКМ) на уроках в начальной школе Автор разработки: Смородинова Елена Эдуардовна учитель начальных классов МОУ гимназия №1 г. Комсомольск-на- Амуре. Хабаровский край
Технология «Развитие критического мышления» разработана американскими педагогами, Кертис Мередит, Чарльзом Темплом, Скоттом Уолтером и Джинни Стил. Цель технологии: обеспечить развитие критического мышления посредством интерактивного включения учащихся в образовательный процесс.
Технология развития критического мышления включает три стадии: вызов – осмысление – рефлексию
Вызов: Верные и неверные утверждения Корзина идей Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Примеры вопросов Верно ли, что бабочка зарождается в яйце? Согласны ли вы, что сойка появляется из яйца? Верно ли, что волк, заяц, рысь появляются из икры?
Верите ли вы, что…» - … ветер может разрушить горы? - … опавшие осенью листья вредят почве? - … 1см почвы образуется за 300 лет? - … норы животных, живущих в почве, разрушают её? - … растения участвуют в образовании почвы? - … почва и камень родственники? - … почва – наша кормилица?
«Корзина идей» Почва – это … - … земля - …верхний плодородный слой - … вещество - … суша, а не вода - … место обитания, дом животных
Таблица
Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал»
Осмысление: Кластер «Инсерт» Чтение с остановками Бортовой журнал
Кластер
Пример кластера
Пример кластера
«Инсерт» V» - уже знал; «+» - новое для меня; «-» - думал иначе; «?» - не понял, есть вопрос.
«Бортовой журнал» Схема заполнения журнала Имя _____________________________________ Тема ______________________________________ Дата ______________________________________ Время работы_____________________________
Рефлексия: Синквейн Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Синквейн Первая строка – существительное, тема синквейна. Вторая строка – два прилагательных, описывающих тему. Третья строка – три глагола: действия, которые производит существительное. Четвертая строка – фраза из 4-х слов, передающая ваше отношение к существительному. Пятая строка – синоним существительного или ваши ассоциации к этому слову.
Таблица «толстых» и «тонких» вопросов
Тонкие вопросы Кто? Что? Когда? Где? Сколько?
Толстые вопросы Дайте 3 объяснения, почему...? Объясните, почему...? Почему Вы думаете ...? Почему Вы считаете ...? В чем различие ...? Предположите, что будет, если... ? Что, если ... ?
Концептуальная таблица
Технология критического мышления дает ученику: - повышение эффективности восприятия новой информации; - повышение познавательного интереса как к изучаемому материалу, так и к самому процессу обучения; - умение внимательно слушать и слышать собеседника, поддерживать дух толерантности; - умение критически думать и мыслить; - умение работать в сотрудничестве с другими, общение на доступном уровне; - желание и умение стать человеком, который учится в течение всей жизни.
Напутствие коллегам! Возьмите чашу терпения, влейте в нее полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора и добавьте как можно больше веры. все это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предложите каждому, кто встретится на своем пути.
Всем успехов в использовании ТРКМ!