Проблемные ситуации как форма повышения познавательной активности учащихся Малова Е.К., учитель биологии МОУ СОШ №4 г. Александрова Высшая квалификационная категория
Цель: Развитие познавательной активности учащихся посредством использования проблемных ситуаций на уроках биологии
Задачи: Изучение литературы по педагогической технологии проблемного обучения Корректировка тематического и поурочного планирования посредством отбора самых актуальных и сущностных вопросов содержания биологического образования в курсе “ Человек” и их включение в проблемные ситуации на уроках Апробирование проблемных ситуаций на различных этапах урока Диагностика результатов введения проблемных ситуаций
Актуальность работы Несоответствие содержания биологического образования, направленного на развитие познавательной активности учащихся, Большой объем учебного материала традиционным методам и формам обучения, ориентированным на передачу готовых знаний Отсутствие у учащихся умения выделять главное Создание проблемных ситуаций на уроках Активный поиск решения учениками Развитие ЗУН
Факторы, определяющие выбор приема создания проблемной ситуации Содержание учебного материала Наличие опорных знаний у учащихся Возраст и познавательные возможности учащихся Особенности класса
Методические приёмы создания проблемных ситуаций: Постановка учебной проблемы в форме проблемного вопроса, сформулированного в соответствии с темой урока Столкновение разных мнений учащихся по вопросам или практическим заданиям Сообщение парадоксального факта или примера, противоречащего житейским представлениям Приведение двух противоположных цитат, мыслей, гипотез по одному и тому же вопросу Постановка вопроса самими учащимися (осуществляется, как правило, неожиданно) Предложение выполнить практическое задание, не выполнимое вообще
Методические приемы решения учебных задач Выдвижение гипотез Проверка гипотезы Подводящий диалог Выполнение учащимися учебного эксперимента, работа с раздаточным материалом Составление алгоритма работы Составление опорного сигнала
Результаты внедрения проблемных ситуаций Процессуальные результаты Скорректировано тематическое планирование по курсу «Человек» в 8-ом классе Создана картотека проблемных вопросов Создана картотека проблемных ситуаций Победитель конкурса лучших учителей общеобразовательных учреждений в рамках Национального проекта «Образование» в 2008 г.