Организация учебной деятельности в развивающем обучении по программе В.В. Репкина Учитель начальных классов МОУ гимназия №3 г.о. Самара Немцова Татьяна Николаевна
Цели технологии: формирование у детей теоретического сознания и мышления; формирование способов умственных действий (СУДы); воспроизведение в учебной деятельности детей логики научного познания.
Основная стратегическая цель: обеспечение условий для развития ребёнка как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя).
Задачи: Формирование у выпускников начальной школы способности к рефлексии; Развитие способности к содержательному анализу и содержательному планированию.
Принципы: дедукция на основе содержательных обобщений; содержательный анализ; теоретическое обобщение; восхождение от абстрактного к конкретному; содержательная рефлексия.
Методы обучения: проблемное изложение материала; побуждающий и подводящий диалог; метод учебных задач; моделирование.
Особенности содержания обучения. Русский язык. Система обеспечивает выделение, анализ, содержательное обобщение и последующую конкретизацию объективных оснований действий чтения, письма и коммуникативных действий ( в отличие от «формирования умения читать, писать» и развития речевых умений. В основу формирования умений положен фонематический принцип письма. В программе выделена система понятий, раскрывающая содержание фонематического принципа письма и опирающихся на эти понятия способов орфографического действия. Раскрываются существенные отношения между звуковой оболочкой слова и его лексическим значением, между звуковой оболочкой слова и его буквенной записью.
Формы взаимодействия учителя с учеником коллективно-распределённая деятельность; диалоговое общение; работа в парах; групповая работа; межгрупповое взаимодействие.
Основные типы уроков: урок постановки учебной задачи; урок решения учебной задачи; урок моделирования и преобразования модели; урок решения частных учебных задач; урок контроля и оценки.
Тема: непроизносимые согласные. Тип урока : Постановка и решение частной учебной задачи. Структура урока: - анализ условий решения задачи; - решение задачи; - конструирование нового способа действия; - рефлексия.
Цели урока Образовательные: - обнаружить позиционное чередование согласных [д] и [т] с нулём звука и новую орфограмму – непроизносимую согласную; - найти способ проверки непроизносимых согласных. Развивающие: - развивать умение отслеживать этапы учебной деятельности и осуществлять учебное взаимодействие. Воспитательные: - воспитывать доброжелательность во время работы в парах и в ходе учебного диалога.
I Рефлексия. Создание ситуации успеха. - Какую учебную задачу решали на прошлых уроках? (Учились проверять орфограммы слабых позиций по закону русского письма) - Как эти модели связаны с проверкой орфограмм слабых позиций? В модели показан основной закон русского письма (О.З.Р.П.): слабую позицию звука проверяем сильной позицией в той же самой значимой части слова.
Даётся практическая работа: - Какое будет задание? - Какой порядок работы и способ проверки будете использовать? П(а,о)ставил, в(я,и,е,)зание, з(а,о)вя(с,з)ка, уд(е,и)ржать, гря(т,д)ка, д(о,а)п(а,о)лнение, ло(ф,в)кость.
Личностные УУД. На данном этапе урока дети вовлечены в в конкретную учебно-предметную деятельность. С удовольствием возвращаются к освоенному ранее способу действия. Но самое главное – переживание успешности практического действия, а значит, подтверждение значимости позиции ученика.
Постановка учебной задачи. Как называются орфограммы слабых позиций, которые вы проверяли? Есть ли другие орфограммы в корне или в др. частях слова? Нет ничего удивительного в том, что одна и та же буква обозначает разные звуки: гря[т]ка – гря[д]а - (д), п[а]ставил – п[о]вар - (о). А может ли буква не обозначать вообще никакого звука? Что нужно сделать, чтобы ответить на этот вопрос? (Поработать со словами, понаблюдать, проанализировать) Сформулируйте учебную задачу.
Регулятивные УУД. Целеполагание как постановка учебной задачи на основе того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно.
Решение учебной задачи. Составление звуковой записи слов. [зв’изда] [грус’т’]
Запись транскрипции родственных слов: [зв’изда] [грус’т’] [зв’оздач’ка] [грус’т’инка] [зв’озный’] [грусны’] Обозначение корня в словах этой записи.
Составление фонемного ряда последних звуков корня: [д] [т’] [д] [т’] [О] [О] - Обозначение главных представителей фонемы (т.е.звуков в сильной позиции). - Что обнаружили? Сделайте вывод. (Звуки [д] и [т] чередуются с нулём звука, т.е. не произносятся).
Составление фонемной записи: Почему обозначили фонемы и ? Какие звуки раздвинулись, чтобы фонемы встали на место? Значит, что мы обнаружили? (Слабую позицию, орфограмму). Как проверили?
Познавательные УУД. Создана проблемная ситуация: озадачивание. Учебно-практическая задача трансформируется в учебно-исследовательскую. Задача распадается на серию промежуточных подзадач, которые вытекают одна из другой. Решение их обеспечивает не только получение результата основной задачи, но и осознание обобщённого способа действия.
Обобщение и создание моделей способа действия. Повторите друг другу все выводы урока и смоделируйте их. Дети работают в парах и создают модель как средство нового способа и фиксируют на классной доске.
Регулятивные УУД. Фиксация всех гипотез, созданных в результате работы в парах. Опробование версий. Обсуждение их способов действия. Сравнение и координация несовпадающих точек зрения. Перевод конфликта в содержательный план.
Общий вывод: [з н] [с н] [д]//[О] [т]//[О] о.з.р.п В положении между звуками [зн] и [сн] согласные звуки [д] и [т] чередуются с нулём звука. Это слабая позиция, её надо проверять по закону русского письма.
Постановка новой учебной задачи. Работа по упражнению учебника: Здравствуй, князь ты мой прекра[сн]ый! Что ты тих, как день нена[сн]ый? Опечалился чему? Найдите слова с непроизносимыми согласными. Проверьте их. Что заметили? Обращается внимание и на слово «здравствуй». Только ли звуки [д], [т] чередуются с нулём звука.
Итоговая рефлексия. Всё ли мы узнали о непроизносимых согласных? Какую учебную задачу поставим на следующий урок?
Регулятивные УУД. Осознание уровня знаний: знаю не всё по данной теме. Планирование действий.
Тема: обозначение звука [й,] с помощью разделительных Ь,Ъ знаков. о[й’] [й’]о [й’]о й я,е,ё,ю [бар’й’эр] барьер
Проблема! [бар’й’эр] [вй’эхал] барьер ?
Анализ. барьер въехал [й,э] [й,э] ье ? ъе
Моделирование вывода. [й’] О Ь ? Ъ
Пояснения: О - гласный звук; - согласный звук; О - нуль звука; о.з.р.п. -- основной закон русского письма: слабую позицию звука проверяй сильной позицией в той же значимой части слова.