Использование технических средств обучения для активизации познавательной деятельности на уроках русского языка Учитель начальных классов: Кравцун М.Г. ЕСОШ № 1
Активизация познавательной деятельности учащихся – актуальная проблема современной педагогической науки и практики.
качество учения учащихся – результат… обучения развития воспитания
Отношение учащихся к учению характеризуется активностью Управление активностью учащихся называют активизацией Активизация познавательной деятельности – постоянно текущий процесс побуждения к энергичному целенаправленному учению, преодоления пассивной и типичной деятельности. Главная цель активизации – формирование активности учащихся, повышение качества учебно-воспитательного процесса
Одна из задач современной школы – помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативность, самостоятельность, творческий потенциал.
Виды работ по активизации познавательной деятельности нетрадиционные уроки (уроки-сказки, уроки-путешествия, уроки-экскурсии,уроки-спектакли и др.); создание проблемных ситуаций на уроках; дидактические игры; занимательные игровые задания (загадки, ребусы, кроссворды и др.); тестовые задания; наглядный материал; работа со словарями; внеклассная работа по предмету и т.д.
Лист бумаги по утрам На квартиру носят нам На одном таком листе Много разных новостей Узнал из газеты Получают газету Написали в газете С газетой в руках Новые газеты Читаем газеты Пошел за газетами Несколько газет
Имена-что они означают? Имена славянского происхождения: Людмила, Любовь, Вера, Надежда, Владимир, Владислав, Всеволод, Борис, Ростислав. Людмила – милая людям Владимир – владеющий миром Борис - борец Всеволод – всем владеющий
Имена-что они означают? Имена греческого происхождения: Имена скандинавского происхождения
Имена-что они означают? Имена латинского происхождения: Имена древнееврейского происхождения:
Какое полное имя?
Что больше? А что меньше? глазки – глаза – глазищи лапка – лапа – лапища ручка – рука – ручища ножка – нога – ножища домик – домишко – дом – домище
Профессии и виды деятельности людей Образуйте новые слова от следующих глаголов с помощью суффиксов: а) – ТЕЛЬ: учить - … служить - … писать - … подать - … сеять - … строить - … воспитать - … читать - … б) – АРЬ: лечить - … косить - … звонить - … печь - … слесарить - … в) – ЧИК: летать - … разносить - … наладить - … перелетать - …
Кто где живет. Образуйте названия по следующим признакам. Назовите жителей мужчин, женщин. Образуйте и формы множественного числа. а) по названию города: Тамбов, Киев, Тирасполь, Орел, Москва, Псков, Одесса, Ростов-на-Дону,Азов. б) по названию частей света: Европа, Азия. Америка, Африка, Австралия; в) по названию страны: Россия, Украина, Молдова, Армения, Беларусь, Болгария, Франция, Англия, Германия. г) по названию местности, региона: Урал, Сибирь, Крым, Кавказ.
Почему так называется? Каждое слово имеет свою историю. Называя какой-либо предмет, люди отмечали самый яркий признак (в науке о языке это называется внутренней формой слова). Подумайте, почему так назвали РЯБИНУ, ГОЛУБИКУ, ЧЕРНИКУ, КЛУБНИКУ, ЗЕМЛЯНИКУ, СМОРОДИНУ, АСТРУ, РОЗУ ? Для справок: рябина - листья рябые, голубика, черника - по цвету, клубника - по форме, земляника - к земле клонится, смородина - ягода, с запахом (в древнерусском языке смрад - любой запах), астра - похожа на звезду (по латыни астра – «звезда», ср., слова астрономия, астрономический), роза - по цвету.
Найди ошибки в употреблении рода имени существительного!!! Задание: прочитайте и найдите ошибки в употреблении рода имен существительных. Тот, кто любой овощ, Любой продукт сжует, Он яблоко, помидор И весь картофель съест, Баранок без разбору Умнет в один присест. Прожорлив, как собака, Тот, кто живет в шкафу. Пропали тюль и тапка, И туфля на меху. Он съел жилетку кунью И дедовскую папаху, Персолью и шампунем Которая вся пропахла. Так кто ж ту жуть проделал Из шкафа в антресоль? Мышь ненасытная, где она? Где она, огромная моль? Вы скажете: «Не верим, Чтоб все пустить в труху!...» …Но есть обжора – время – Вот кто живет в шкафу!
Тема: склонение имен существительных У норы добычи ждет, Притаившись, серый кот. Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от кота, А теперь и за версту Не приблизиться к коту. Крыса старая – и та, Видя грозного кота, Удерет в нору под дом, Там дрожит и в темноте Вспоминает о коте. Определите падеж и склонение выделенных существительных. Составьте предложение со словосочетанием рыжий кот
Падежные окончания имен существит льных Вставить окончания имен существительных, определить падеж: на востоке показалось появились на сирени,тополе бродил с собакой причалили к пристани от елки к елке обожгло холодом подошли к опушке толпились на площади хожу по тропинке покрылись инеем
Спрятанные слова.
Найди слово в слове! Укол, пенал, метро, уточка, хлев, смех, зубр, коса, полк, крот, спутник, волк.
Замени одну букву в слове! Курица, орел, дверь, бочка, вол, ложка, киска, песок, норка, бал, речь, полено, рана, грач, коса, крыса. Корица, осел, зверь, кочка, кол, лодка, миска, лесок, горка, зал, печь, колено, рама, град, коза, крыша. корица, осел, зверь, кочка, кол, лодка, миска, лесок, горка, зал, печь, колено, рама, град, коза, крыша.
Письмо по памяти Осень! Обсыпается весь наш бедный сад, Листья пожелтелые по ветру летят; Лишь вдали красуются, там на дне долин, Кисти ярко-красные вянущих рябин. (А.Толстой)
Показатели уровня обученности и качества знаний учащихся в 4 классе по русскому языку
«…воспламенять в ученике жажду знаний и пылкое усердие к учению…» Я.А.Коменский.