Педагогический совет по теме: Федеральный государственный стандарт начального общего образования: актуальные вопросы введения.
Великая цель образования - это не знания, а действия Г.Спенсер
Стандарт – важнейший нормативно-правовой акт, устанавливающий от имени РФ определённую совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего среднего образования.
Воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России
Стандарты - социальная норма, общественный договор между семьей, обществом и государством СЕМЬЯ Личностная успешность Социальная успешность Профессиональная успешность ОБЩЕСТВО Безопасность и здоровье Свобода и ответственность Социальная справедливость Благосостояние ГОСУДАРСТВО Национальное единство Безопасность Развитие человеческого потенциала Конкурентоспособность
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утвержден и введен в действие с 1 января 2010 года приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 года № 373
Условия перехода на ФГОС второго поколения информационные – ознакомление педагогической общественности с основными тенденциями развития современного образования, ключевыми задачами и новыми результатами образования; научно-методические – обеспечение подготовки педагогических работников к реализации ФГОС второго поколения через освоение идеологии нового стандарта, структуры и содержания основных документов, новой системы требований к оценке результатов образовательной деятельности учащихся, принятие современных педагогических стратегий обучения детей; педагогические – повышение квалификации и переподготовка учителей начальных классов, обеспечение их готовности к эффективной профессиональной деятельности в условиях реализации ФГОС второго поколения организационные – создание на региональном уровне инструктивно-методических рекомендации по введению ФГОС второго поколения в Московской области.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Важнейший нормативный правовой акт Российской Федерации, устанавливающий систему норм и правил, обязательных для исполнения в любом образовательном учреждении, реализующем основные образовательные программы
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 г. N 142 Об утверждении Правил разработки и утверждения федеральных государственных образовательных стандартов Стандарты могут разрабатываться по образовательным уровням, ступеням образования, профессиям, направлениям подготовки, специальностям. Министерство образования и науки РФ обеспечивает разработку проектов стандартов с привлечением: - заинтересованных органов исполнительной власти, - государственно-общественных объединений, - ведущих образовательных и научных учреждений, - представителей научно-педагогических сообществ, объединений работодателей институтов общественного участия в управлении образованием.
К основным общеобразовательным относятся программы: Дошкольного образования; Начального общего образования; Основного общего образования; Среднего (полного) общего образования.
Закон РФ «Об образовании» Ст.14, 29 Образовательная программа (ООП) ООП утверждается и реализуется образовательным учреждением самостоятельно ООП ОУ разрабатывается на основе соответствующих примерных основных образовательных программ Примерная основная образовательная программа разрабатывается на основе федеральных государственных образовательных стандартов Органы государственной власти субъекта РФ в сфере образования могут принимать участие в разработке примерных основных образовательных программ (в части учета региональных, национальных и этнокультурных особенностей)
Функции стандартов Инструмент обеспечения баланса целей личности, общества и государства в образовании Инструмент формирования социального доверия, общественного согласия и гражданской консолидации Инструмент реализации государственной политики в сфере образования
Инновационность стандартов Впервые стандарты – это целостная система требований ко всей системе образования страны, а не только требования к предметному содержанию образования Впервые стандарты рассматриваются как конституция школьной жизни Впервые основой внедрения стандартов в реальную жизнь является новая организационно-экономическая модель образования
Смена базовой парадигмы «Знаниевая» системно-деятельностная Изучение основ наук Обеспечение развития универсальных учебных действий на материале основ наук
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования Задача ориентация системы образования на новые образовательные результаты, связанные с пониманием развития личности как цели и смысла образования
Новые образовательные результаты Личностные результаты – сформировавшиеся в образовательном процессе мотивы деятельности, система ценностных отношений учащихся – в частности, к себе , другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности и т.д. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе нескольких или всех учебных предметов обобщенные способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях Предметные результаты - выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельных учебных предметов
Цель образования Гармоничное развитие личности, интегрированной в мировую и национальную культуру, обладающей ключевыми компетентностями, способной к ответственному поведению и самореализации в современном ей обществе.
Самореализация Признание обществом значимости (полезности) той деятельности, которую выполняет личность Получение личностью удовлетворения от результатов своей деятельности (материального, интеллектуального, эмоционального)
Цель школы Вооружить ребенка умениями, которые помогут ему ориентироваться в новых ситуациях своей профессиональной, личной и общественной жизни, достигая поставленной цели КОМПЕТЕНТНОСТЯМИ
Компетентности Свойство личности, которое подлежит целенаправленному формированию в процессе обучения, воспитания и развития Условия для успешной социализации личности - Ключевые - Специальные - Профессиональные
Ключевые компетентности образовательная информационная коммуникативная социальная толерантность (терпимость к различным мнениям, непредубежденность к оценке людей и событий)
Задача современной школы подготовка профессионального ученика
Умение учиться ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ – умение ставить цель. ПЛАНИРОВАНИЕ – способы достижение намеченной цели УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ КОНТРОЛЬ И КОРРЕКЦИЯ способов достижения учебных действий 5. ОЦЕНКА результатов достижения учебной цели
У выпускника школы должны быть сформированы основы гражданской идентичности, чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, ответственность за общее благополучие, система общечеловеческих ценностей, мотивационная основа учебной деятельности и способность к самооценке.
Критерии готовности ОУ разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования ОУ; нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); должностные инструкции работников образовательного учреждения приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками; определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
Критерии готовности ОУ разработаны локальные акты, регламентирующие установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; определена оптимальная модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности; разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации учителей и других педагогических работников; обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Критерии готовности разработана и утверждена ООП начального общего образования ОУ; разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС; осуществлено повышение квалификации учителей и других педагогических работников; нормативная база ОУ приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т.п.); должностные инструкции работников ОУ приведены в соответствие с требованиями ФГОС НОО и новыми тарифно-квалификационными характеристиками;
Информационное обеспечение 1. Организация и проведение публичных отчетов образовательного учреждения 2. Использование информационных ресурсов образовательного учреждения (сайт, Интернет-страничка, выставки, презентации и т.д.)
Материально-техническое сопровождение 1. Обеспечение доступа педагогов и обучающихся к электронным образовательным ресурсам. 2. Разработка локальных актов, устанавливающих требования к объектам инфраструктуры (положения о культурно-досуговом центре, информационно-библиотечном центре, физкультурно-оздоровительном центре, об учебном кабинете и др.)
Материально-техническое сопровождение 3. Обеспечение учебниками и учебно-методической литературой в соответствии с утвержденным федеральным перечнем. 4. Комплектование в библиотеке достаточного фонда дополнительной литературы (художественной, научно-популярной), справочно-библиографических и периодических изданий.
Подготовка образовательного учреждения к введению ФГОС не должна стать делом отдельных учителей, в ней должен принять участие весь педагогический коллектив ОУ
CПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! Успехов в реализации ФГОС!