Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 8» Тема опыта: Роль игры в учебном процессе Автор: Клочкова Елена Павловна Место работы: МОУ СОШ № 8 села Грушевского Александровского района
Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательноcти. В. А. Сухомлинский
Аннотация В процессе работы над темой я пришла к выводу, что игра на уроке имеет существенное значение для получения, усвоения и закрепления новых знаний у учащихся начальных классов. Проведя и проанализировав исследования я выявила ,что игра позволяет не только активно включить учащихся в учебную деятельность, но и активизировать познавательную деятельность детей. Игра помогает мне донести до учащихся трудный материал в доступной форме. Отсюда можно сделать вывод о том, что использование игры необходимо при обучении детей младшего школьного возраста на данном конкретном уроке. Игра может быть использована как и на этапах повторения и закрепления, так и на этапах изучения нового материала. Она должна в полной мере решать как образовательные задачи урока, так и задачи активизации познавательной деятельности учащихся. Таким образом, игра- это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
Проблема: Как с использованием игры развить умственные и творческие способности младших школьников Цель: Изучить современные педагогические технологии (игровые) и применить их для развития индивидуальных и творческих способностей младших школьников Задачи: - формирование приемов умственных действий (анализ, синтез, сравнение, классификация, аналогия); - развитие образного и логического мышления; -развитие вариативности мышления, творческих способностей, воображения и конструктивных умений. -развитие речи (умения обосновывать свои убеждения, строить простейшие умозаключения); -формирование умений обдумывать и планировать действия, осуществлять решения, догадываться о результатах и проверять их строго подчиняющимся заданным правилам и алгоритмам.
Виды игр
Структура игры Игровой Игровые замысел действия
Особенности использования дидактических игр на разных этапах урока игры при объяснении нового материала игры на этапе контроля знаний игры при обобщении изученного материала игры при закреплении нового материала
Материалы учебно-методического пакета опыта работы по теме: «Роль игры в учебном процессе» Описание опыта работы Методические и дидактические материалы опыта Участие в районном конкурсе учителей начальных классов реализующих на практике УМК «Школа России» Мастер-класс «Состав слова» Классный час «Праздник Весны» Цифровые образовательные ресурсы (ЦОРы) Дидактические материалы для самостоятельной работы учащихся Публикации в сети Интернет Играя – учимся!
Результаты обученности за 1 полугодие 2009-2010 учебного года
Удивление, окрылённость, азарт, любопытство в глазах учеников, когда ручонки так и тянутся вверх и невозможно не подпрыгнуть от радости, от сознания, что ты такой умный, сообразительный, - вот что хотела я увидеть на своих уроках.
Используемые ресурсы: Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети!—М., 1983. Минский Е. М. От игры к знаниям. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. “Игра как нестандартная форма учета знаний” – «Начальная школа», 1994/12 Журнал «Начальная школа» Журнал «Завуч начальной школы» http://viki.rdf.ru/cat/bukvi_chtenie/