Одаренность: Понятие, признаки, виды, методы исследования Педагог-психолог: Лозинская М.В.
«Подобно тому, как квалифицированный ювелир может превратить природный алмаз в роскошный бриллиант, благоприятная окружающая среда и квалифицированное педагогическое руководство способны превратить дар в выдающийся талант». А. И. Савенков
«Развитие человека - есть развитие его способностей» С.Л.Рубинштейн «Одаренность - есть проявление творческого потенциала человека» А.М.Матюшкин
Одаренность - это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.
ОДАРЕННОСТЬ ОБЩАЯ - уровень развития общих способностей, определяющий диапазон деятельностей, в которых человек может достичь больших успехов: интеллектуальная творческая СПЕЦИАЛЬНАЯ - одаренность в отдельных видах деятельности: музыкальная артистическая математическая лингвистическая спортивная техническая и т.п.
Уровень развития одаренности - это результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка. Задатки - анатомо-физиологические предпосылки формирования способностей. Способности - индивидуально-психологические особенности человека, которые содействуют успешному выполнению деятельности или ряда деятельностей. Способности развиваются на основе задатков, под влиянием социальной среды (обучения и воспитания) в процессе взаимодействия человека с окружающим миром.
Одаренные дети - дети, обнаруживающие ту или иную специальную или общую одаренность. Критерии выявления одаренности: активность, динамичность интеллектуальной деятельности; наличие конкретных знаний и умений в определенных предметных областях и общеучебных умений и навыков; систематическое самообразование; креативность (умение применять стереотипные алгоритмы в новых обстоятельствах); темпераментные особенности; активность и саморегуляция в деятельности (высокая мотивация и самостоятельность в деятельности).
Существуют две крайние точки зрения: «все дети являются одаренными» «одаренные дети встречаются крайне редко» Потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, тогда как реальные незаурядные результаты демонстрирует значительно меньшая часть детей.
Большинство психологов признает… что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности - это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) социокультурной среды
Виды одаренности Критерии выделения видов одаренности
Выявление (диагностика одаренности): Тесты интеллекта: Шкала интеллекта Стенфорд-Бине; Тест Р.Кеттела; Прогрессивные матрицы Дж.Равена; Тест Д.Векслера; Тест Р.Амтхауэра; Интеллект тест Слоссона Тесты способностей: Тесты креативности Э.Л.Торренса; Креативные тесты Е.Туник; Вербальный тест творческого мышления «Необычное использование» И.С.Аверина, Е.И.Щебланова; «Шкала детских способностей» Маккарти.
Идентификация детской одаренности педагогами и родителями. Карта интересов для младших школьников. Методика «Интеллектуальный портрет». Характеристика ученика. Методика «Карта одаренности». Опросник креативности Джонсона. Анкета «Определение уровня познавательной потребности».
Направления работы с одаренными детьми: Вовлечение детей в деятельность по интересам; Организация олимпиад, соревнований, конкурсов; Междисциплинарный подход, интеграция программ в процессе обучения; Самостоятельное углубленное изучение выбранной проблемы; Развитие умений самостоятельно работать; Развитие абстрактного мышления и высших умственных процессов; Обучение творческим методам работы; Обучение пониманию самих себя, сходства и различия с другими, признание своих способностей; Поощрение высоких, нестандартных и содержащих новые идеи результатов.