Обучающий семинар Современные педагогические технологии.
Понятие «Технология» Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель). Технология – это точное знание того, как надо обучать и такой способ обучения, который ориентирован на результат и гарантирует его достижение (Е.В.Бондаревская).
Понятие «Педагогическая технология» Технология – категория процессуальная; она может быть представлена как совокупность методов изменения состояния объекта. Технология направлена на проектирование и использование эффективных и экономических процессов . Технология - совокупность взаимосвязанных средств, методов и процессов, необходимых для создания организованного целенаправленного педагогического влияния на формирование личности с заданными качествами; Технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть информационно-методический инструментарий педагогического процесса. (Д.С.Лихачев); Технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).
Педагогическая технология Педагогическая технология - это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействие, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО). Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов). Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин). Педагогическая технология – это научно обоснованный выбор характера взаимодействия и воздействия в процессе организуемого учителем взаимообщения с детьми.
Образовательная технология Образовательная технология – это процессная система совместной деятельности учащихся и учителя по проектированию (планированию), организации, ориентированию и корректированию образовательного процесса с целью достижения конкретного результата при обеспечении комфортных условий участникам процесса. Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).
Понятие «педагогическая технология» представлено тремя аспектами.
педагогическая технология функционирует в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, в качестве реального процесса обучения.
Структура Педагогической технологии
Основные качества Критерии технологичности. Концептуалъностъ. Системность. Управляемость Эффективность. Воспроизводимость
Принципы современных педагогических технологий Карл Ван Парререн вызвать у учащихся устойчивую мотивацию к учебной деятельности; учить диалогично; учить диагностично; разделять содержание образования на подходящие учебные единицы и задачи; обеспечивать учебное содержание на разнородных уровнях (материальный, перцептивный, умственный); обучать в соответствующем темпе, используя подходящие средства;
Принципы современных педагогических технологий обучать и помогать учащимся на уровне их фактических способностей; учитывать способность к рефлексии и оцениванию самими учащимися своего прогресса; обеспечивать набор заданий для группы перед тем, как учащиеся начнут работать самостоятельно; стимулировать инициативу и творчество учащихся; способствовать действительному формированию субъективности учащихся; обеспечивать условия для климата в классе, ведущего к формированию социально интегрированной личности учащегося.
Классификация педагогических технологий По уровню применения По философской основе По ведущему фактору По научной концепции По характеру содержания и структуры По способу методу средству По категории обучающихся
По типу организации и управления познавательной деятельностью В.П. Беспалько классическое лекционное обучение (управление - разомкнутое, рассеянное, ручное); обучение с помощью аудиовизуальных технических средств (разомкнутое, рассеянное, автоматизированное); система «консультант» (разомкнутое, направленное, ручное); обучение с помощью учебной книги (разомкнутое, направленное, автоматизированное) - самостоятельная работа; система «малых групп» (цикличное, рассеянное, ручное) -групповые, дифференцированные способы обучения; компьютерное обучение (цикличное, рассеянное, автоматизированное); система «репетитор» (цикличное, направленное, ручное) индивидуальное обучение; «программное обучение» (цикличное, направленное, автоматизированное), для которого имеется заранее составленная программа.
различные комбинации «монодидактических» систем традиционная классическая классно-урочная система Я. А. Коменского; современное традиционное обучение, групповые и дифференцированные способы обучения; программированное обучение;
позиция ребенка в образовательном процессе Авторитарные технологии дидакто-центрические технологии Личностно-ориентированные технологии Гуманно-личностные технологии Технологии сотрудничества Технологии свободного воспитания Эзотерические технологии
По направлению модернизации традиционной системы можно выделить следующие группы технологий. Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся. Педагогические технологии на основе эффективности организации и управления процессом обучения. Педагогические технологии на основе методического усовершенствования и дидактического реконструирована учебного материала: укрупнение дидактических единиц (УДЕ) Природосообразные, использующие методы народной педагогики, опирающиеся на естественные процессы развития ребенка; Альтернативные Комплексными политехнологиями являются многие из действующих систем авторских школ
Описание и анализ педагогической технологии Идентификация Название технологии Концептуальная часть Особенности содержания образования Процессуальная характеристика Программно-методическое обеспечение
Современные педагогические технологии: Личностно-ориентированные технологии обучения Технология педагогических мастерских Технология обучения как учебного исследования Технология коллективной мыследеятельности (КМД) Технология эвристического обучения Метод проектов Вероятностное образование (А. Лобок) Развивающее обучение - РО (Л.В. Занков, В.В. Давыдов, Д. Б. Эльконин), "Школа диалога культур - " ШДК" (В.С. Библер), Гуманитарно-личностная технология "Школа жизни" (Ш.А. Амонашвили), Преподавание литературы как искусства и как человекоформирующего предмета (Е.Н. Ильин), Дизайн-педагогика. Технология формирования ИКТ -компетентности учащихся. Предметно-ориентированные технологии обучения Технология постановки цели Технология полного усвоения (по материалам М. В. Кларина) Технология педагогического процесса по С. Д. Шевченко Технология концентрированного обучения Модульное обучение. Информационные технологии. Технология использования средств ИКТ в обучении Технологии дистанционного обучения Технологии оценивания достижений учащихся Технология "Портфолио" Безотметочное обучение Рейтинговые технологии Интерактивные технологии Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Технология проведения дискуссий Технология «Дебаты». Тьюторство. Тренинговые технологии.
Технологическое поле ОП В Лысьвенском районе около 80% педагогов ОУ используют технологии Инициатива «Наша новая школа» ИКТ в преподавании предметов, здоровьесберегающие технологии, метод проектов и исследовательская деятельность учащихся, дистанционное обучение старшеклассников, технологии оценивания учебных достижений учащихся.
Мониторинг эффективности педагогической технологии на примере ЗСТ. Мониторинг планируется на основе целевых установок технологии: ПРИМЕР
Типичные ошибки применения образовательных технологий : Не соблюдение технологического цикла Несоответствие форм и методов концепции и целевым установкам технологии Нерациональное комбинирование образовательных технологий в рамках одного урока Отсутствие мониторинга эффективности использования СОТ
Технологическая компетентность Технологическая компетентность - это знания основ технологий и умения творчески применять эти знания, проектировать и организовывать деятельность на основе технологий, анализировать эффективность и результаты своей деятельности с позиции технологии.
Главным критерием оценки педагогической технологии является ее эффективность и результативность. Выполнение этих требований рассматривается в приложении к учителю, ученику и общественно-родительскому контингенту лиц.