Экономика "развитого социализма" (Урок-семинар)
Цели и задачи: познакомить учащихся с экономической ситуацией, сложившейся в СССР в середине 60 - середине 80-х годов; обратить внимание на экономические проблемы, пути их решения и результаты; продолжить формирование навыков самостоятельного подбора материала в соответствии с поставленными вопросами и логической аргументацией своих позиций.
План урока I. Вступление /необходимость экономических преобразований в СССР в с. 60-х ; реформаторская деятельность А.Н.Косыгина/ II. Работа по вопросам семинара III. Подведение итогов работы / уровень экономического развития страны к середине 80-х годов; причины увеличения отставания экономики СССР от уровня Запада/
Вступление Неудачи начала 60-х годов породили сомнения в эффективности административного диктата даже у руководителей страны. Еще при Хрущеве на страницах печати началась очередная дискуссия об экономических стимулах производства. Сложилась в основных чертах будущая экономическая реформа. В целом она, конечно не отвергала директивную модель экономики, а лишь внедряла в нее некоторые механизмы материальной заинтересованности производителя в результатах труда.
Автором экономической реформы 1965 г. стал Алексей Николаевич Косыгин
Вопросы к семинару Какие изменения произошли в сельском хозяйстве? Каков их результат? Цели и результаты реформы в промышленности.( Работа Калининского филиала ВНИИТП в 60 -80-е годы.) Почему экономическая реформа 1965 г. не дала ожидаемых результатов? (с использованием документа и вопроса на с.304 учебника) Что такое постиндустриальное общество? Какие особенности его отличают? Можно ли утверждать, что СССР в начале 70-х годов, как и Запад, вступил в стадию постиндустриального развития? Ответ обоснуйте. Охарактеризуйте социальную политику государства, сопоставив положительные и отрицательные моменты.
К вопросу № 3 Из воспоминаний Ф.Бурлацкого …В аппарате пересказывали слова Брежнева по поводу доклада Косыгина на сентябрьском пленуме 1965 г.:»Ну что он придумал? Реформа, реформа… Кому это надо, да и кто это поймет? Работать нужно лучше, вот и вся проблема». Не в таком ли отношении к экономической реформе была главная причина, почему она не состоялась? Что бы вы ответили на этот вопрос одного из работников ЦК КПСС?
Подведение итогов работы Учащимся предлагается ответить на следующие вопросы: Каким стал уровень развития СССР к середине 80-х годов? В чем, по-вашему, причины увеличения отставания экономики Советского Союза от экономики Запада?
Список литературы Данилов А.А, Косулина Л.Г., Брандт М.Ю. История России ХХ – начала ХХI века. Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение»,2004. Обществознание Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений под ред. Л.Н.Боголюбова М.: «Просвещение», 2008. Сороко-Цюпа О.С., Сороко-Цюпа А.О. Новейшая история зарубежных стран ХХ – начало ХХI века Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений М.: «Просвещение»,2005. Материалы школьного музея.