Экономика и экономическая наука
ВспомнитеСколько значений имеет термин «экономика»? В чём между ними разница? понятие «экономическая наука» Каково происхождение слова «экономика»? греч. «ойкос» - дом, хозяйство; «номос» - правило, закон Каковы главные вопросы экономики? Что, как, для кого производить
Фундаментальные проблемы экономической наукиЧто производить? Какие товары нужнее, на что хватит ресурсов, сколько нужно товара… Как производить? Какую технологию применить. Для кого производить? Каковы потребности и возможности покупателей
Предмет экономической наукиЧто изучает наука? Почему потребовались научные исследования для ответа на фундаментальные вопросы? Выбор рациональных способов использования ограниченных ресурсов для удовлетворения неограниченных потребностей
Уровни изучения экономикимикроэкономика – раздел экономической науки, изучающий поведение отдельных субъектов: людей, фирм и т. п. макроэкономика - раздел экономической науки, изучающий хозяйство в целом, в крупных масштабах
К микро- или макроэкономике относится данное явление?Фирма стала использовать для производства другое сырьё, тем самым снизив затраты на производство Заморозки привели к гибели кофейных деревьев и росту мировых цен на кофе Снижение учетной ставки Центрального банка сделало кредиты доступнее, и в экономике наметилось оживление
К микро- или макроэкономике относится данное явление?Директор школы решал, какое оборудование нужно купить первым Рост цен на энергоносители вызвал новую волну инфляции Расходы на рекламу увеличили число потребителей печенья «Юбилейное» Экономический кризис привел к падению спроса на мебель и росту безработицы в деревообрабатывающей промышленности
Подходы к изучению экономикиМожем ли мы считать экономику точной наукой, как математику? Позитивный подход – оперирование конкретными фактами, цифрами и т. п. (фактическое суждение) Нормативный подход – формулирование субъективных суждений, мнений, рекомендаций (оценочное суждение)
Определите, является каждое из утверждений фактом или оценкой(1) Из года в год военно-промышленный комплекс усиливал свои позиции и наращивал свою мощь. (2) Конечно, мы понимали, как тяжело отзываются на экономике военные расходы. (3) Оказалось, что военные расходы составляли не 16, а 40% (!) госбюджета. (4) Из 25 млрд. руб. общих расходов на науку около 20 млрд. руб. шло на военно-технические исследования и разработки. (М. С. Горбачев)
Определите, является каждое из утверждений фактом или оценкой(1) Первый в мире пароход был построен в Англии механиком Саймингтоном в 80-е годы ХVIII века. (2) Однако власти запретили его использовать, заявив, что волна от парохода разрушает берега. (3) Вторично пароход был изобретен Фултоном в Америке в 1807 году. (4) В 1825 году была пущена первая железная дорога. (5) Владельцы дилижансов, которые боялись конкуренции железных дорог, вели против них агитацию.
Экономические показателиНоминальные – экон. показатели, выраженные в текущих ценах Реальные – экон. показатели, выраженные в неизменных ценах
Какова основная задача экономики?науки хозяйства Какие потребности может удовлетворить экономика? Изменяются ли со временем потребности людей? Почему?
Безграничность потребностей Количественная Качественная
Подумайте Можно ли говорить о бесконечности потребностей в ситуации, когда человек, который очень любит вкусно поесть, наелся так, что о еде даже думать не может?
Блага Средства для удовлетворения потребностей Ограниченность благ – нехватка средств для удовлетворения всех потребностей людей
Докажите ограниченность ресурсов у:Малообеспеченной семьи Предпринимателя среднего уровня Крупного олигарха Успешного предприятия (ММК) Правительства ОАЭ
Виды благСвободные (имеющиеся в неограниченном количестве, бесплатные) Экономические (ограниченные, платные) К какому виду благ относится бесплатное лечение в муниципальной поликлинике? Почему количество свободных благ со временем уменьшается? Приведите примеры.
Проблема выбора необходимость принятия решения о том, как лучше использовать имеющиеся ограниченные ресурсы (в т. ч. время, деньги) Почему проблема выбора становится все более актуальной? В чем сложность выбора? Приведите примеры.
Альтернативы - взаимоисключающие возможности Будут ли альтернативами: покупка костюма и посещение кино поездка за границу и выплата кредита повышение зарплаты работникам и покупка нового оборудования
Альтернативная стоимость = = цена выбора = = упущенная выгода наилучший из отвергнутых в процессе выбора вариантов (измеряется не в денежных единицах)
Определите альтернативную стоимостьМальчик попросил родителей оплачивать занятия теннисом, отказавшись от: посещения театров изучения японского языка покупки еды и одежды уплаты налогов модернизации компьютера
Цена выбора ≠ цена товара Сравните цену выбора покупки стиральной машины семьей владельца крупной торговой сети и одинокой пенсионеркой.
Рациональное поведение –умение сделать правильный выборЧеткая постановка цели Выработка критериев оценивания Рассмотрение нескольких вариантов Максимизация результата при минимизации затрат
Домашнее задание Стр. 5 - 8, вопросы 1 - 4 (стр. 13)