Рынок и рыночная экономика Создатель: Семкова Н.В. – учитель истории и обществознания МКОУ «СОШ №10, г. Нижняя Салда, Свердловской области
Средневековый рынок Исторически рынки как места торговли возникали вблизи городов и развивались вместе с ними. По мере развития товарного производства появляются новые субъекты и способы осуществления рыночных отношений – купцы, банки, торговые заведения. В хозяйственной жизни государств значительную роль начинает играть внешняя торговля. Рынок из конкретного места торговли превращается в сложную систему экономических отношений купли продажи товаров.
Условия возникновения рынка Общественное разделение труда и специализация Экономическая обособленность производства Самостоятельность производства и свобода предпринимательства
Понятие «Рынок» Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей-продажей товаров и услуг, в результате которых формируются спрос, предложение и цена http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.curierulnational.ro%2Fpoze-cnr%2F118360maxim.jpg&ed=1&text=%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA&p=233
Признаки рынка
Типы рынков
Типы рынков По товарам и услугам
По пространственному признаку
Характеристики рыночной экономики: 1. наличие независимых товаропроизводителей, свобода экономического выбора (свобода предпринимательства, свобода профессионального выбора, свобода потребительского выбора), предпринимательской деятельности и гарантию прав собственности различных экономических субъектов; 2. конкуренция товаропроизводителей различных форм собственности; 3. свободные рыночные цены, уравновешивающие спрос и предложение; 4. свободное перемещение капитала между отраслями регионами и странами; 5. наличие рынков капитала и труда; 6. открытость экономики мировым интеграционным процессам, возможность миграции рабочей силы, товаров и капиталов;
Законы регулирования рынка Механизм товарного рынка регулируется двумя законами: законом стоимости и законом спроса и предложения. Спрос — это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен. Предложение - это то количество товара, которое продавец готов предложить покупателю в конкретном месте и в конкретное время. Денежным выражением стоимости является цена, которая устанавливается производителем и в теории может быть выше стоимости, ниже стоимости или соответствовать ей. Цена – это вороженная в деньгах стоимость товаров и услуг. В реальности на рынке формируются две цены: а) цена спроса, под которой понимается та максимальная цена, по которой покупатель согласен купить товар; б) цена предложения — та минимальная цена, по которой производитель готов продать товар.
Функции рынка. Рыночная экономическая система выполняет много разнообразных функций, среди которых главными считаются: а) посредническая функция, которая состоит в том, что рынок непосредственно напрямую соединяет производителей товаров и их потребителей; б) функция ценообразования, которая реализуется в процессе рыночной игры и конкуренции и проявляется в установлении некоторой равновесной цены на тот или иной вид товаров; в) информационная функция, суть которой заключается в предоставлении рынком через конкретный разброс цен информации о размерах того или иного производства и удовлетворении потребительского спроса на конкретные товары; г) регулирующая функция, предполагающая перетекание капиталов из менее выгодных отраслей производства с пониженными ценами в более прибыльные отрасли с повышенными (т.е. из тех отраслей, в которых наблюдается перепроизводство, в отрасли, где налицо недостаток выпускаемой продукции); д) санирующая функция, в рамках которой происходит "освобождение" экономики от неэффективной.
Функции рынка
Функции рынка
Конкуренция и её виды. Конкуренция (от лат. concurrere — сталкивать, состязаться) — это соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли-продажи товаров. По своему характеру и методам ведения конкуренция может быть как добросовестной, цивилизованной, так и недобросовестной, нецивилизованной.
Цивилизованная конкуренция Выступает как внешняя побудительная сила, которая заставляет обособленных товаропроизводителей: 1. постоянно совершенствовать техническую оснащённость производства. 2. повышать эффективность труда. 3. снижать свои затраты на производство товаров, с целью увеличения прибыли.
Недобросовестная конкуренция: 1. нарушение принятых норм и правил; 2. ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение конкурента и потребителей; 3. имитация товаров и продукции конкурентов; 4. подделка качества, стандартов и условий поставки товаров; 5. тайный сговор на торгах и создание тайных союзов; 6. установление контроля над деятельностью конкурента с целью прекращения этой деятельности; 7. физическое устранение конкурента;
источники http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.gazo.ru%2Fimages%2Fupload%2Fru%2F71%2F20111028_Tovarnaya_birzha.jpg&ed=1&text=%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%BD%D0%B0%D1%8F%20%D0%B1%D0%B8%D1%80%D0%B6%D0%B0&p=23 http://images.yandex.ru/yandsearch?ed=1&text=%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA%20%D0%BF%D0%BE%20%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%80%D0%B0%D0%BC%20%D0%B8%20%D1%83%D1%81%D0%BB%D1%83%D0%B3%D0%B0%D0%BC&p=62&img_url=uaprom-image.s3.amazonaws.com%2F28180_w640_h640_bg.jpg&rpt=simage http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=www.suitcase-travel.com%2F_files%2Fimages%2Fsosedi%2Fmaldives%2Fsights%2Fmarket.jpg&ed=1&text=%D0%BC%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA&p=24 http://images.yandex.ru/yandsearch?rpt=simage&img_url=g-ecx.images-amazon.com%2Fimages%2FG%2F01%2Faskville%2F1074208_7795350_mywrite%2Fworld-regions.gif&ed=1&text=%D1%80%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9%20%20%D1%80%D1%8B%D0%BD%D0%BE%D0%BA&p=17 http://socglobal.ru/tekst_obschestvovedenie/35-rynok-i-rynochnaya-ekonomika.html