Круглый стол по уголовному праву НАЛОГОВАЯ АМНИСТИЯ Нарыжный Н.А.
Налоговой амнистией называется ряд мероприятий по предоставлению налогоплательщикам права уплатить суммы налогов, по которым истекли установленные налоговым законодательством сроки платежей. Как правило, для налоговой амнистии характерны следующие признаки: Одномоментность, то есть государство предоставляет право легализовать свои доходы единоразово и за определённый промежуток времени. Цель налоговой амнистии состоит не в пополнении бюджета, а в переходе на правовую базу в отношениях налогоплательщиков и государства. Для проведения налоговой амнистии должны существовать объективные предпосылки; как правило, это несовершенство налоговой системы за тот период, когда проводится налоговая амнистия. Легализация собственности, за которую уплачен налог и отказ государства от правового преследования нарушителей.
Принцип "амнистии капитала" или "нулевой декларации" может быть применен в Украине до конца текущего года, заявил глава ликвидационной комиссии, первый заместителем министра доходов и сборов, ответственный за ведение налоговой политики - Игорь Билоус. "В планах - сокращение количества налогов, но также в планах - расширение базы налогообложения. Хороший пример – это амнистия капитала. Как идея: всем, кто получил определенные доходы, мы предложим определенный срок - до шести месяцев - и скажем: 5% от этой суммы, пожалуйста, заплатите. Разместите эти средства на депозитах в Укрэксимбанке или еще каком-либо, на определенный срок, чтобы дать возможность людям легализироваться. Это, конечно, очень большой шаг. Мы не соберем очень много миллиардов, но кто-то придет. Это абсолютно нормальная мировая практика
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ НАЛОГОВОЙ АМНИСТИИ В Бельгии, где в 2004 г. вступил в силу закон об амнистии на вывезенные капиталы, граждане, имевшие сбережения в банках за рубежом, без всяких санкций до конца года могли перевести их обратно в страну. В качестве индульгенции бельгийцы должны были отдать от 6 до 9% возвращаемых из-за рубежа сумм (6% с капитала, инвестируемого в акции бельгийских компаний не менее чем на три года, 9% с сумм, просто переведенных "домой"). Бельгийский Минфин надеялся, что в страну вернутся 10 - 15 млрд евро, что позволило бы взыскать в виде сборов 850 млн. Амнистия капиталов была приурочена к вступлению в силу с начала 2005 г. европейской Директивы об инвестициях, по которой все банки Евросоюза должны представлять данные о вкладах нерезидентов в органы финансового контроля стран, гражданами которых являются нерезиденты. Директива, в частности, затрагивала Люксембург, где хранились основные бельгийские капиталы (в Люксембурге подоходный налог не взимается, а в Бельгии он составляет 50%). От Швейцарии или Лихтенштейна, которые не входят в ЕС, Еврокомиссия добилась введения высоких налогов на вклады нерезидентов из стран Евросоюза, что сделало невыгодным хранение капиталов в банках этих стран.
Куда более успешной финансовая амнистия была в Италии в 2001 - 2002 гг. Согласно Декрету о легализации от 25 сентября 2001 г. заявитель был обязан заплатить 2,5% от задекларированной стоимости имущества или приобрести итальянские ценные бумаги на сумму, равную 12% от стоимости укрытого имущества, а взамен налоговые органы выдавали специальные "сертификаты конфиденциального взноса", содержащие следующие пункты: - освобождение лица от подачи декларации, уплаты налоговых задолженностей и аудита средств, полученных до легализации; - ликвидация учетных записей налоговых задолженностей, пени и штрафов в отношении активов, представленных к легализации; - полная конфиденциальность всех перемещений активов для налоговиков, органов соцобеспечения и других "заинтересованных" органов; - налогообложение декларируемого дохода через финансовый институт, производящий репатриацию, на условиях конфиденциальности;
Ирландия, 1988 г. Акция длилась 10 месяцев и ограничилась уплатой задолженностей по подоходному налогу без штрафных санкций. Вместо запланированных 50 млн долл. ирландский бюджет за первые 10 месяцев получил 750 млн, при том что в казну было необходимо перечислять 25% возвращаемых средств. Всего в результате амнистии в казну было перечислено 1,5 млрд долл., или 2,5% ВВП страны. Отличительными чертами ирландской налоговой амнистии стали акцент на одноразовость акции, ужесточение репрессивных мер после амнистии, в том числе повышение пеней и штрафов, а также открытие доступа к базе данных о неплательщиках. Заметим, что успех финансовых амнистий в Италии и Ирландии в немалой степени был достигнут благодаря удачной разъяснительной компании в средствах массовой информации.
В ФРГ налоговая амнистия проводилась с 1 января 2004 г. по 30 марта 2005 г. Как уже отмечалось, основной причиной ее проведения стал дефицит государственного бюджета. Подавшие заявления в 2004 г. единовременно уплачивали 25% от декларируемой суммы, в 2005 г. - 35%, при этом в зависимости от вида налога налогооблагаемая база сокращалась от 40 до 60%. Правила проведения амнистии не требовали перемещения денежных средств на территорию Германии, а только уплаты соответствующих налогов. После окончания амнистии предусматривалось ужесточение ответственности за неуплату налогов путем расширения сотрудничества налоговых органов и больничных касс (аналогов российских фондов социального страхования), социальных и жилищных служб. Результатом амнистии стало пополнение казны на 1,1 млрд евро при "плане" в 5 млрд. Значительная часть средств так и осталась в соседних Люксембурге и Лихтенштейне, где местные банкиры подключали к контракциям даже представителей королевских семей. Еще одним итогом стало то, что жители бывшей ГДР составили менее 10% амнистированных, и объясняется данный факт низким уровнем жизни в восточных землях и традиционным недоверием к властям.
В Индии налоговые амнистии проводятся регулярно, приблизительно раз в десять лет. Такая периодичность практически не отражается на их эффективности - слишком долго ждать следующей амнистии, да и неизвестно, будет ли она вовсе. Основными условиями последней амнистии 1997 г. были пониженная по сравнению с предыдущими амнистиями ставка налога - 30% (до этого - 97,5%), а также то, что при декларации ранее приобретенного имущества налог уплачивался с его первоначальной стоимости, которая за прошедшее время могла значительно возрасти из-за инфляции. Срок действия амнистии составил 6 месяцев. Индийцы декларировали серебро, монеты, утварь и даже слонов, которых они скрывали от налоговых органов. Отметим, что предложение правительства задекларировать свои зарубежные активы (недвижимость, акции, денежные средства) отклика у налогоплательщиков не нашло. Видимо, индийские бизнесмены достаточно надежно разместили средства в других странах и не пожелали уплачивать дополнительный налог. И все же в результате казна пополнилась 2,5 млрд долл., что в значительной степени превысило ожидания (1 млрд долл.). Активов, приобретенных на ранее скрытые от налогов доходы, было задекларировано на 8,2 млрд долл.
В Российской федерации финансовые амнистии задумывались трижды. В первый раз налоговая амнистия была объявлена президентским Указом от 27 октября 1993 г. N 1773 "О проведении налоговой амнистии в 1993 году", по которому тем, кто сокрыл доходы от налогообложения, предлагалось заплатить налоги в полном объеме. В случае неуплаты до 30 ноября 1993 г. сокрытых от налогообложения доходов органам Госналогслужбы вменялось в обязанность взыскивать штрафы в тройном размере. Эта амнистия провалилась, и основной причиной стало стремление государства получить все и сразу без адекватных встречных шагов. В 1995 г. Миннауки России предложило новый вариант амнистии, по которому средства, вкладываемые в разработку и реализацию инновационных технологий, не подлежали декларированию в течение ряда лет. Новый законопроект "О налоговой амнистии" был направлен в Минэкономики России, где он, возможно, находится до сих пор. Осенью 1997 г. Президент РФ Б.Н. Ельцин в очередной раз предложил провести финансовую амнистию "для тех, кто имеет за рубежом какие-то вклады, чтобы они эти вклады вернули в Россию". В соответствии с разработанным вскоре законопроектом "О добровольной легализации доходов физических лиц в 1998 году" физические лица, подавшие декларацию о дополнительных доходах, должны были уплатить специальный сбор в размере 10% от легализуемой суммы. Важным положением законопроекта была отмена ответственности за совершение финансовых операций с денежными средствами или иным имуществом, приобретенным заведомо незаконным путем, а также за непредставление декларации о доходах либо включение в декларацию заведомо искаженных данных. Однако и эта амнистия не была реализована.
На каких условиях может быть проведена налоговая амнистия в Украине? В Украине на данный момент речь идет об амнистии капиталов. После проведения налоговой амнистии планируется ввести систему косвенного налогообложения. Предполагается, что налоговые органы сопоставят доходы и расходы граждан. Выявленные несоответствия в части расходов будут предметом расследования органами налоговой милиции. К слову сказать, в Украине эту идею озвучивали уже не один раз. В ноябре 2013 года даже был обнародован законопроект № 3590 о декларировании теневых доходов юридических и физических лиц.
Налоговая амнистия. В чем плюс для государства? - это пополнение государственного бюджета за счет поступлений сокрытых налогов, а также экономия бюджетных средств государства на проверки налоговыми и правоохранительными органами потенциально уклонившихся от налогов субъектов. - это выведение теневого бизнеса в легальный оборот. Налоговые органы предполагают, что получив амнистию по старым "грехам", налогоплательщик не станет совершать новые правонарушения и примет меры для прозрачной уплаты всех налогов. К тому же, если налогоплательщик по условиям амнистии легализует свои зарубежные накопления, страна получит дополнительный источник валютных поступлений в виде репатриируемых средств. Предполагается также, что подобная акция может послужить основой налаживания доверительных отношений между государством и налогоплательщиками.
Итак, как показывает международный опыт, для эффективного проведения налоговой амнистии необходимо выполнение следующих условий: - Серьезные гарантии ненаказуемости. - Сохранение конфиденциальности информации. - Одноразовость амнистии. - Неконфискационный характер. - Широкая разъяснительная и пропагандистская кампания. - Сочетание амнистии с реальной угрозой наказания в случае дальнейшего сокрытия доходов.
Амнистировать можно капиталы лиц, которые не были связаны с политикой, органами государственной власти и коррупцией. "К членам предыдущего правительства и бывшим госчиновникам, которые при зарплате в несколько тысяч гривень решились бы задекларировать миллиарды, амнистия применяться не должна, так как здесь речь идет об уголовном преступлении.
Налоговая амнистия должна проводиться не временным, а постоянным правительством и сопровождается широкой информационной компанией, которая должна заинтересовать к участию в ней максимальное количество граждан.
Но, если Украина даст возможность задекларировать доходы без наложения санкций и взыскания налогов за прошлые периоды тем бизнесменам, которые заработали деньги и вывели их из страны не совсем законно, в Украину могут вернуться миллиарды долларов!
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!