Киреева Е.Ф., д-р эконом наук, профессор Белорусский Государственный Экономический Университет (Минск)ТЕНДЕНЦИИ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ТАМОЖЕННОГО СОЮЗА: НАЛОГОВАЯ ГАРМОНИЗАЦИЯ И НАЛОГОВАЯ КОНКУРЕНЦИЯ
Стороны должны обеспечить следующие процедуры по унификации механизма взимания косвенных налогов (ст.16): Стороны применяют единую систему взимания косвенных налогов в торговле с третьими странами;Ставки косвенных налогов на экспортируемые и импортируемые товары не превышают аналогичные ставки, которыми облагаются товары национального производства;В торговле с третьими странами Стороны переходят на взимание косвенных налогов, исходя из принципа страны назначения;При ввозе и вывозе товаров в торговле с третьими странами Стороны воздерживаются от предоставления индивидуальных налоговых льгот в части, касающейся ставок и порядка взимания налога на добавленную стоимость и акцизов по подакцизным товарам;Любая из Сторон вправе затребовать информацию относительно применения ставок и механизма взимания налогов, предоставляемых налоговых льгот для резидентов и нерезидентов, осуществляющих торговые операции с товарами из третьих стран, у другой Стороны и получить ее в течение тридцати календарных дней.
Диффер. ставка ≤ 2,2 Диффер. ставка 0,05 – 1,5 Диффер. ставка 0,1 – 2 Налог на имущество 34 Диффер. ставка 11 (4,5 – 20) 34 Социальный налог 13 Диффер. ставка 5; 10 12 Налог на доходы физических лиц 20 20 (15; 10) 18 Налог на прибыль 18 (10; 0) 12 (0) 20 (10; 0) НДС Россия Казахстан Беларусь Вид налога Ставки основных налогов в государствах-членах ТС в %
Индикаторы конкурентоспособности налоговой системы уровень налогообложения экономики в целом и ее отдельных хозяйствующих субъектов;уровень трудозатрат (налоговых издержек) на ведение бизнеса;уровень государственного налогового администрирования.
Уровень налоговой нагрузки в странах Таможенного союза в 2011 году.
28,6 1,6 11,2 15,9 188 7 2013 54,1 5,8 41,2 7,1 177 7 2013 60,7 1,4 39,0 20,3 338 10 2013 2012 2012 2012 28,6 46,9 62,8 Общая налоговая ставка (% прибыли) 1,6 5,8 3,5 Другие налоги (% прибыли) 11,2 32,1 39,0 Налоги на з/ту (% прибыли) 15,9 8,9 20,2 Налог на прибыль (% прибыли) 188 290 654 Время (часы) 7 9 18 Выплаты (количество) Казахстан Россия Беларусь Индикатор Показатель \"Налогообложение\" по странам ТС в \"Ведение бизнеса-2012 и 2013\"
Рейтинг экономик по методологии Всемирного банка «Ведение бизнеса»
Земельный налог В течение 10 календарных лет после регистрации – без налогов, следующие 10 лет – 50% от ставки Налог на недвижимость 9 % для всех до 2027 года Подоходный налог В течение 10 календарных лет после регистрации – без налогов, следующие 10 лет – 50% от ставки Налог на прибыль Не уплачивают НДС Китайско-белорусский технопарк Вид зоны Преференциальные режимы налогообложения в Беларуси
Освобождаются от уплаты в период строительства, но не более чем на три года Земельный налог Не уплачивают Налог на недвижимость 9 % Подоходный налог Не уплачивают Налог на прибыль Не уплачивают НДС Парк высоких технологий Вид зоны Преференциальные режимы налогообложения в Беларуси
Уплачивают в соответствии с кадастровой ценой участка и целевым назначением Земельный налог Не уплачивают Налог на недвижимость 12 % Подоходный налог Первые 5 лет после заявления прибыли – не уплачивают, потом – 50% от ставки Налог на прибыль 50% от ставки для товаров собственного производства, которые включены в перечень импортозамещающих НДС СЭЗ Вид зоны Преференциальные режимы налогообложения в Беларуси
Уплачивают на общих основаниях Земельный налог Не уплачивают в течение 7 календарных лет после регистрации Налог на недвижимость ИП не уплачивают в течение 7 календарных лет после регистрации Подоходный налог Не уплачивают в течение 7 календарных лет после регистрации Налог на прибыль Коммерческие организации освобождаются от уплаты налога при ввозе товаров (по перечню товарных позиций) в качестве вклада в уставный фонд в пределах сроков установленных для формирования фонда)) НДС Декрет Президента Республики Беларусь от 07.05. 2012 № 6 «О стимулировании предпринимательской деятельности на территории средних, малых городских поселений, сельской местности» Вид зоны Преференциальные режимы налогообложения в Беларуси
ВЫВОДЫ Общий показатель налоговой нагрузки на национальную экономику дает недостаточное представление об уровне изъятия для конкретного налогоплательщика и даже для отрасли в целом. Это связано с наличием значительного количества налоговых льгот и преференций в отдельных приоритетных для государства отраслях, либо видах деятельности, либо специально созданных льготных территориях с автономным режимом налогообложения; Возможность сравнительного анализа налоговых систем ограничена спецификой формирования национальных консолидированных бюджетов, разными подходами к определению налоговых и социальных платежей, что требует выработки единого подхода к отражению государственных финансов;
ВЫВОДЫ Страны, входящие в Таможенный союз, имеют разный резерв в формировании доходов (в том числе и от ресурсных (конъюнктурных)) платежей и, как следствие, разные возможности в снижении налоговых ставок для привлечения инвестора и активизации бизнеса. Неравные стартовые условия, обеспечивающие налоговую конкуренцию, не разрешаются взаимными соглашениями и договорами; Применение преференциальных режимов налогообложения не является панацеей в борьбе за плательщика. Эта возможность доступна для каждого государства, входящего в Таможенный союз и преимуществами обладают те, которые имеют достаточно ресурсов для их установления без существенных потерь бюджета. Наряду с возможностью привлечения инвестора преференциальные режимы создают ряд негативных последствий: усложнение и, как следствие, непрозрачность законодательства; неравные условия для плательщиков на территории национального экономического пространства; вероятность мошенничества и коррупционных проявлений; усложнение администрирования и т.п.
ВЫВОДЫ Сглаживание налоговой конкуренции и обеспечение равенства в условиях хозяйствования в пределах единого экономического пространства возможно обеспечить:- поиском внутренних национальных резервов в улучшении налогового климата для хозяйствующих субъектов и населения;- путем принятия совместных решений органами Таможенного союза, устанавливающих нижний предел налоговых ставок на общей территории.
Спасибо за внимание