УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ ГОРОДА МОСКВЫ В ДОКРИЗИСНЫЙ И КРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД Ноябрь 2009 года
Тенденции в экономике Москвы
Экономика города Москвы Индекс роста ВВП РФ и ВРП Москвы Последнее десятилетие - период активного экономического роста. ВРП Москвы с 1998 по 2008 год увеличился на 140%, что в 1,5 раза превышает соответствующий показатель по РФ. Среднегодовые темпы прироста ВРП Москвы в этот период - свыше 9%. Средний темп роста доходов бюджета Москвы за последние 5 лет – 32%. В 2009 году ожидаемое сокращение доходов бюджета города Москвы составит 25 %.
Фактическое и плановое исполнение бюджета города Москвы Последние годы Москва проводила консервативную долговую политику, что стало одним из факторов снижения долговой нагрузки. * в соответствии с Законом г. Москвы от 02.09.2009 г. № 29 «Об исполнении бюджета города Москвы за 2008 год» * * в соответствии с Законом г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2009 год» (в ред. от 23.09.2009 г.)
Структура долга города Москвы Долг города Москвы по состоянию на 17 ноября 2009 года составил 232,3 млрд. рублей, при этом доля рыночных инструментов в объеме долга достигла 96,2%. Долговая нагрузка, определяемая отношением долга к собственным доходам бюджета, составляет 24,5 %.
Результаты управления долгом в 2007 – 2008 годах
Мероприятия в области управления долгом В предкризисный период Комитет государственных заимствований города Москвы проводил мероприятия, направленные на улучшение структуры долга и повышение ликвидности рынка облигаций Москвы, среди которых следует выделить: Погашение и выкуп краткосрочных долговых инструментов; Проведение обмена краткосрочных облигаций на долгосрочные инструменты рынка; Подготовка к проведению аукционов РЕПО и обратного РЕПО на ММВБ.
Исполнение Программы заимствований в 2008 году Несмотря на ухудшение рыночной конъюнктуры Москва в течение 2008 года размещала облигации на различных участках кривой доходности (со сроками до погашения от 1,5 до 9,5 лет) Общий объем размещения составил 27,7 млрд. рублей – это порядка 7% совокупного объема первичного рынка российских облигаций без учета ОФЗ. Средневзвешенная ставка размещения составила 7,17% годовых.
Показатели долговой нагрузки Текущая долговая нагрузка на бюджет Москвы в несколько раз ниже предельно допустимого уровня. Это обеспечивает Москве возможность осуществления заимствований в необходимых объемах без ухудшения кредитного качества. * в соответствии с Законом г. Москвы от 02.09.2009 г. № 29 «Об исполнении бюджета города Москвы за 2008 год»
Долговая политика Москвы в кризисных условиях
Рыночная ситуация Мировой кризис оказал существенное негативное воздействие на сырьевые рынки. Зависимость российской экономики от конъюнктуры сырьевых рынков выразилась в девальвации национальной валюты, снижении экономической активности, падении капитализации российских предприятий. Дестабилизация финансовых рынков привела к росту премий за риск и увеличению процентных ставок на долговых рынках, включая внутренний российский рынок облигаций.
Инвесторы пересматривают отношение к кредитному риску Сложности с рефинансированием задолженности обусловили рост числа технических и фактических дефолтов. Проблема может заметно обостриться в ближайшее время. Растущий спрэд доходности между облигациями различного кредитного качества свидетельствует о кардинальном пересмотре инвесторами своего отношения к риску платежеспособности. В ближайшей перспективе ликвидность будет концентрироваться в наиболее качественных инструментах рынка.
Рыночная ситуация Мировой финансовый кризис оказал угнетающее воздействие на активность инвесторов на российском рынке облигаций. Облигации Москвы также оказались подвержены негативному воздействию финансового кризиса
Политика заимствований на период до 2011 года Базовый сценарий Ключевой элемент политики заимствований Москвы - концентрация ликвидности в крупных «эталонных» выпусках. В случае стабилизации ситуации на финансовых рынках Москва планировала размещение эталонных выпусков со сроками погашения 3, 5, 10 и 15 лет «Кризисный» сценарий В «кризисных» условиях в целях снижения стоимости обслуживания долга в среднесрочной перспективе Москва временно продолжила размещение облигаций короткой и средней дюрации (в ближайшие два года срочностью до 5 лет)
Размещение облигаций города Москвы в 2009 году Программой заимствований города Москвы на 2009 год предусмотрено привлечение средств в объеме 135,9 млрд. рублей за счет осуществления внутренних заимствований. По состоянию на 17 ноября 2009 года Комитет разместил на внутреннем рынке облигаций на сумму около 116,5 млрд. рублей. На 17 ноября 2009 года в обращении находится 14 выпусков внутренних облигаций Москвы на общую сумму 190,0 млрд. рублей. Средний срок до погашения размещенных на внутреннем рынке облигаций составляет 3,5 лет.
Показатели долговой нагрузки В результате исполнения Программы государственных заимствований города Москвы в 2009 году показатели долговой нагрузки на бюджет Москвы останутся в пределах допустимых значений. * в соответствии с Законом г. Москвы «О бюджете города Москвы на 2009 год» (в ред. от 23.09.2009 г.)
Рейтинги города Москвы Динамика кредитных рейтингов города Москвы В 2008-2009 гг. в связи с распространением мирового экономического кризиса агентства Standard&Poor’s и Fitch Ratings понизили суверенные кредитные рейтинги РФ на одну ступень. Вслед за снижением суверенных рейтингов были также понижены на одну ступень кредитные рейтинги города Москвы.
Информационные ресурсы Официальный сервер Правительства Москвы www.mos.ru www.mos.ru www.moscowdebt.ru