Кадастр антропогенных выбросов парниковых газов для г. Москвы (сектор «Энергетика») И.А. Башмаков Центр по эффективному использованию энергии (ЦЭНЭФ) Октябрь 2008 г.
Предмет кадастра - «Энергетический сектор» В широком смысле он включает: разведку и добычу первичных энергетических источников; преобразование первичных источников энергии в более пригодные для использования формы энергии на нефтеперерабатывающих заводах и электростанциях; передачу и распределение топлива; стационарное и мобильное использование топлива.
Для Москвы выделены следующие сектора-источники выбросов Электростанции по каждой электростанции; Котельные (по всем котельным суммарно); Нефтепереработка (по Московскому НПЗ); Промышленность и строительство (по всей прочей промышленности суммарно); Прочие сектора сфера услуг, включая коммунальный сектор, жилые здания; Транспорт внедорожный, железнодорожный, авиационный автомобильный (с выделением грузовых и легковых автомобилей и автобусов); Технологические утечки и выбросы транспортировка сжиженного и природного газа распределение природного газа
Методика оценки (1) Оцениваются выбросы только трех парниковых газов: CO2, CH4 и N2O Кадастр антропогенных выбросов парниковых газов для г. Москвы разработан в соответствии с: «Руководящими принципами национальных инвентаризаций парниковых газов» (МГЭИК, 2006 г.). Источники и коэффициенты эмиссии парниковых газов от энергетических отраслей (раздел 1.А.1 по классификации МГЭИК) определены в соответствии с положениями т. 2 «Энергетика» «Руководящих принципов национальных инвентаризаций парниковых газов» (МГЭИК, 2006 г.): главы 1 «Введение», главы 2 «Стационарное сжигание топлива» и главы 4 «Летучие выбросы» На этой же методической основе был разработан «Национальный доклад о кадастре антропогенных выбросов из источников и абсорбции поглотителями парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом, за 1990 – 2006 гг.» (2008 г.).
Методика оценки (2) При оценке эмиссии используется метод уровня 1, который основан на данных о сжигании топлива из национальной энергетической статистики и средних коэффициентах эмиссии (коэффициенты по умолчанию в методике МГЭИК) Подход уровня 1 рассчитывает выбросы с помощью умножения сожженного топлива на базовые («по умолчанию») коэффициенты выбросов МГЭИК Для автомобильного транспорта использовался подход на основе данных по числу автомобилей, их топливной экономичности и пройденному транспортными средствами расстоянию Все расчеты основаны на стандартных формах российской статистической отчетности Формирование кадастра автоматизировано (модель МРИЭ-ПГ), что позволяет наладить ежегодный мониторинг выбросов ПГ
Сводные результаты кадастра В 2000-2007 гг. выбросы трех ПГ для г. Москвы выросли на 11,4% с 60,2 млн. т экв. СО2 до 67,1 млн. т экв. СО2. На долю г. Москвы в 2006 г. пришлось 3,8% общероссийской эмиссии в секторе «Энергетика». Для России в целом рост выбросов трех ПГ в секторе «Энергетика» в 2000-2006 гг. составил 7,6%, то есть выбросы в Москве росли существенно быстрее, чем в России. По уровню эмиссии ПГ г. Москва опережает такие страны как Дания, Финляндия, Венгрия, Норвегия, Португалия, Словакия, Швеция, Беларусь, Нигерия, Чили и Сингапур. Оценки выбросов ПГ для г. Москвы в 1990 г. равны 77,4 млн. т экв. СО2 Выбросы в 2007 г. оставались на 13% ниже уровня 1990 г. Сохранение темпов роста выбросов на ближайших 7-10 лет приведет к выходу на уровень 1990 г. уже к 2014-2017 гг.
Что дальше? Многие крупные столицы и не очень крупные города мира реализуют политику устойчивого развития, органической частью которой является задача снижения выбросов парниковых газов (ПГ). Отдельные города берут на себя инициативу снизить выбросы ПГ на 20% к 2020 г. и в 2-4 раза к 2050 г. Среди городов, подписавших «Соглашение мэров», - Лион, Турин, Рига, Дункерк и др. Отправным пунктом любой политики по ограничению выбросов ПГ является инвентаризация эмиссии ПГ. Этот шаг сделан. Следующий шаг – разработка политики снижения выбросов. Когда Москва сделает этот шаг?