Предлагаем всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: “ Я думаю”, слушать друг друга внимательно;Предлагаем всем работать активно, участвовать в предлагаемых упражнениях, говорить только от своего лица: “ Я думаю”, слушать друг друга внимательно;Наш тренинг рассчитан на то, чтобы коснуться психологической темы: эмоционального состояния человека, а именно стресса, лучше понять самих себя, лучше понимать других, учиться выражать свои чувства, переживания, практиковать приемы релаксации и просто хорошо провести время;Принцип нашего занятия “Расскажи мне, и я забуду, покажи мне и я запомню, дай мне действовать самому, и я пойму”. Вот и мы с вами сегодня постараемся не только определить проблему, но и научиться, практически преодолевать ее.
Согласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимаетсяСогласно современным данным, под "психическим выгоранием" понимаетсясостояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы.Синдром "выгорания", по описанию Согеу (1986) и Naisberg-Fennig (1991), выражается в депрессивном состоянии, чувстве усталости и опустошенности, недостатке энергии и энтузиазма, утрате способностей видеть положительные результаты своего труда, отрицательной установке в отношении работы и жизни вообще.
Врачи Врачи Психологи Педагоги Менеджеры по персоналу Работники силовых ведомств Чиновники Любые профессии, связанные с частыми командировками, особенно в разные часовые поясаПредставители сферы обслуживания, находящиеся в ситуации беспрерывного общения с клиентами, например продавцы товаров широкого потребления
Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;Повышенная ответственность педагога в выполнении своих профессиональных функций;Загруженность в течении рабочего дня;Высокая эмоциональная включенность в деятельность — эмоциональная перегрузка;Неблагоприятные социальные условия и психологическая обстановка на рабочем месте;Необходимость творческого отношения к своей профессиональной деятельности;Необходимость владения современными методикам и технологиями обучения.
отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;отсутствие четкой связи между процессом обучения и получаемым результатом, несоответствие результатов затраченным силам;жесткие временные рамки деятельности (занятие, семестр, год), ограниченность времени урока для реализации поставленных целей;неумение регулировать собственные эмоциональные состояния;«неотрегулированность» организационных моментов педагогической деятельности: нагрузка, расписание, кабинет, моральное и материальное стимулирование;ответственность перед администрацией, коллегами, обществом в целом за результат своего труда;отсутствие навыков коммуникации и умения выходить из трудных ситуаций общения с учащимися, коллегами, администрацией.
Для чего я это делаю? Что мне это дает? Дает ли мне это также и что-то еще, может быть что-то, о чем я не так охотно готов признаться самому себе?Нравится ли мне то, что я делаю? Нравится ли мне только результат, или также и процесс? Что я получаю от процесса? Охотно ли я вступаю в него? Захватывает ли он меня? Хочу ли я посвятить этому жизнь – это то, ради чего я живу?
Тот, кто больше половины времени занят вещами, которые он делает неохотно, не участвует сердцем в деле или не испытывает радости от процесса,ТОТ ДОЛЖЕН ОЖИДАТЬ, ЧТО РАНО ИЛИПОЗДНО У НЕГО ВОЗНИКНЕТСИНДРОМЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ.
В своем развитии синдром эмоционального выгорания проходит четыре фазы; В своем развитии синдром эмоционального выгорания проходит четыре фазы; Первая – «медовый месяц». Человек очень доволен работой, заданиями, но со временем интерес к этому начинает угасать;Вторая - глубокое переживание психотравмирующих обстоятельств, неудовлетворенность собой, «Загнанность в клетку», тревога и депрессия; Третья стадия –неадекватное избирательное эмоциональное реагирование, эмоционально-нравственная дезориентация, расширение сферы экономии эмоций, редукция профессиональных обязанностей;Четвертая стадия – эмоциональный дефицит, эмоциональная отстраненность, личностная отстраненность от проблем других людей, психосоматические и психовегетативные нарушения
Многие психологи выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания :Многие психологи выделяют три ключевых признака синдрома эмоционального выгорания :1. предельное истощение;2. отстраненность от клиентов (пациентов, учеников) и от работы;3. ощущение неэффективности и недостаточности своих достижений.
Первый признак: развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.Первый признак: развитию синдрома эмоционального выгорания, предшествует период повышенной активности, когда человек полностью поглощен работой, отказывается от потребностей, с ней не связанных, забывает о собственных нуждах, затем наступает первый признак - истощение. Истощение определяется как чувство перенапряжения и исчерпания эмоциональных и физических ресурсов, чувство усталости, не проходящее после ночного сна. После периода отдыха (выходные, отпуск) данные проявления уменьшаются, однако по возвращении в прежнюю рабочую ситуацию возобновляются.
Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.Вторым признаком синдрома эмоционального выгорания является - личностная отстраненность, Профессионалы, испытывающие выгорание, используют отстраненность, как попытку справиться с эмоциональными стрессорами на работе изменением своего сострадания к клиенту через эмоциональное отстранение. В крайних проявлениях человека почти ничего не волнует из профессиональной деятельности, почти ничто не вызывает эмоционального отклика - ни положительные обстоятельства, ни отрицательные. Утрачивается интерес к клиенту, он воспринимается как неодушевленный предмет, само присутствие которого порой неприятно.
Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.Третьим признаком синдрома выгорания является - ощущение утраты собственной эффективности или падение самооценки в рамках выгорания. Люди не видят перспектив для своей профессиональной деятельности, снижается удовлетворение работой, утрачивается вера в свои профессиональные возможности.
Усталость, физическое утомление, истощение.Усталость, физическое утомление, истощение.Уменьшенный или увеличенный вес.Недостаточный сон, бессонница.Плохое общее состояние здоровья (в том числе по ощущениям).Затрудненное дыхание, отдышка. Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание. Гипертензия (повышенное давление). Язвы, нарывы. Сердечные болезни.
Недостаток эмоций, неэмоциональность. Недостаток эмоций, неэмоциональность. Пессимизм, цинизм и черствость в работе и личной жизни.Безразличие и усталость. Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность.Раздражительность, агрессивность. Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться.Депрессия, чувство вины. Нервные рыдания. Истерики. Душевные страдания. Потеря идеалов или надежд, профессиональных перспектив. Увеличение деперсонализации своей или других. (Люди становятся безликими, как манекены). Преобладает чувство одиночества.
Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть. Безразличие к еде; стол скудный, без изысков. Малая физическая нагрузка. Оправдание употребления табака, алкоголя, лекарств. Несчастные случаи (например, травмы, падения, аварии и т.д.). Импульсивное эмоциональное поведение.
Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе. Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе. Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем (например, в работе). Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни. Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу. Цинизм или безразличие к новшествам, нововведениям. Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах (тренингах, образовании). Формальное выполнение работы.
Нет времени или энергии для социальной активности.Нет времени или энергии для социальной активности.Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби.Социальные контакты ограничиваются работой.Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе.Ощущение изоляции , непонимания других и другими. Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.
В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.В результате "сгорания" человек теряет психическую энергию, у него развиваются психосоматическая усталость (изнурение), эмоциональное истощение ("исчерпывание ресурсов"), появляются немотивированное беспокойство, тревога, раздражительность, возникают вегетативные расстройства, снижается самооценка, утрачивается осознание смысла собственной профессиональной деятельности.
При появлении и развитии признаков СИНДРОМА ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ, необходимо обратить внимание на улучшение условий СВОЕГО труда (организационный уровень),на характер складывающихся взаимоотношений в коллективе (межличностный уровень), на личностные реакции и заболеваемость (индивидуальный уровень).
Для чего я это делаю? Что мне это дает? Дает ли мне это также и что-то еще, может быть что-то, о чем я не так охотно готов признаться самому себе?Нравится ли мне то, что я делаю? Нравится ли мне только результат, или также и процесс? Что я получаю от процесса? Охотно ли я вступаю в него? Захватывает ли он меня? Хочу ли ч посвятить этому жизнь – это то, ради чего я живу?
«Плюс-минус»
Калоши счастья)Калоши счастья)
Сад моей души!
«Моя аффирмация»«Моя аффирмация»
1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.1.Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые симптомы усталости.2.Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.3.Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.4.Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, а деятельность, которая хороша сама по себе.
стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; проще относиться к конфликтам на работе; не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.1. Признать, что признаки эмоционального выгорания у вас есть.2. Принять личную ответственность за свое психическое состояние и физическое здоровье.3. Переоценить свои возможности, жизненные ценности и цели.4. Начинать действовать.
«Мудр тот, кто знает нужное, а не многое». Эсхил«Мудр тот, кто знает нужное, а не многое». Эсхил«Нет трудностей, в которых не таились огромные в возможности». Шагармян.«Не думай я должен, а думай – хочу, и жизнь будет не рабством, а игрой». В.Е.Михальцев.«Если вы хотите, чтобы жизнь улыбнулась вам, подарите сначала ей свое хорошее настроение». Спиноза.Чтобы дойти до цели надо прежде всего идти». О.Бальзак.«Пусть вашей высшей целью будет одно: говорить, как чувствуешь, и жить, как говоришь». Сенека.«Лучше зажечь одну маленькую свечку, чем проклинать темноту». Конфуций.«Проводи время только с тем, кто сделает тебя лучше, допускай к себе только тех, кого сам можешь сделать лучше. И то и другое совершенно взаимно, люди учатся , обучая». Сенека.
1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.1. Будьте внимательны к себе: это поможет вам своевременно заметить первые признаки усталости.2. Любите себя или по крайней мере старайтесь себе нравиться.3. Подбирайте дело по себе: сообразно своим склонностям и возможностям. Это позволит вам обрести себя, поверить в свои силы.4. Перестаньте искать в работе счастье или спасение. Она – не убежище, деятельность. 5. Перестаньте жить за других. Живите, пожалуйста, своей жизнью. Не вместо людей, а вместе с ними.6. Находите время для себя, вы имеете право не только на работу, но и на личную жизнь.
7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.7. Учитесь трезво осмыслять события каждого дня. Можно сделать традицией вечерний пересмотр событий.8. Если вам хочется кому-то помочь или сделать за него работу, задайте себе вопрос: так ли уж это ему нужно? А может, он справится сам?9. Если вас кто-то убеждает, что вам это действительно нужно, вы вправе решить и ответить «да» или «нет».