Дезадаптация
СодержаниеПонятие вопросаВиды дезадаптацииШкольная дезадаптацияОсобенности школьной дезадаптации младших школьниковОсобенности школьной дезадаптации подростковСпециализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитацииХарактеристика основных этапов и направлений психолого-педагогической реабилитации дезадаптированных детей и подростков
Дезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуацииДезадаптация – психическое состояние, возникающее в результате несоответствия социопсихологического или психофизического статуса ребенка требованиям новой социальной ситуации
Виды дезадаптации
Виды дезадаптации(в зависимости от природы, характера и степени проявления)Патогенная дезадаптацияПсихическая дезадаптацияСоциальная дезадаптация
Патогенная дезадаптация Психические состояния, вызванные функционально-органическими поражениями ЦНСВ зависимости от степени и глубины поражения патогенная дезадаптация бывает:
Психическая дезадаптацияПсихические состояния, связанные с половозрастными индивидуально-психологическими особенностями ребенка, подростка
Формы психической дезадаптации
Социальная дезадаптацияНарушение детьми и подростками норм морали и права, деформация системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций, социальных установокСоциальная дезадаптация – процесс обратимый
Педагогическая запущенностьПедагогически запущенные дети хронически отстают по ряду предметов школьной программы, сопротивляются педагогическому воздействию, демонстрирую различные проявления асоциального поведения: сквернословят, курят, конфликтуют с учителями, родителями и сверстниками
Социальная запущенность Социальная запущенность У социально-запущенных детей и подростков все эти негативные проявления отягощены ориентацией на криминогенные группировки, деформацией сознания, ценностных ориентаций, приобщение к бродяжничеству, наркомании, алкоголизму, правонарушениям
Школьная дезадаптацияПричины: Сложная и нестабильная ситуация в обществе Микроклимат в семье Атмосфера в школе Неумение приспособиться к темпу школьной жизни (торможение, соматические болезни) Ошибки в поведении учителей (пассивно-отрицательный и активно-отрицательный стили отношения к детям) Традиционная система оценивания ЗУНов (отрицательна оценочная стимуляция)
Особенности школьной дезадаптации младших школьников Невозможность овладеть операционной стороной учебной деятельностиИзменение ведущей деятельностиОпределенные физиологические изменения возрастного характера
Особенности школьной дезадаптации подростков Расширение границ учебной деятельности и смещение акцента с ее предметной стороны на мотивационно-потребностную Развитие самосознания подростка, увеличение его активности в оценке себя и других Особая роль общения для подростка
Исследование социальной адаптации в подростковом возрастеСоциальная адаптация - процесс социально-экономических, физических или организованных изменений в специфическом групповом поведении, социальных отношениях или в культуре в целях улучшения перспектив выживания группы или индивидуума
Она включает в себя три аспекта изучения: Ценностных ориентаций, социальной идентификации, типов социального поведения Материального положения молодых людейИх социально-психологического состояния
Своевременная диагностика и коррекция причин дезадаптации очень важна, так как длительное воздействие эмоциональной дезадаптации вдет к серьезным нарушениям в развитии, к формированию устойчиво дезадаптивных патологических чертСвоевременная диагностика и коррекция причин дезадаптации очень важна, так как длительное воздействие эмоциональной дезадаптации вдет к серьезным нарушениям в развитии, к формированию устойчиво дезадаптивных патологических черт
Группы дезадаптированных подростков (в зависимости от степени дезадаптированности) Удовлетворительно адаптированные Слабо адаптированные Дезадаптированные
Этапы диагностики дезадаптации подростковОписательно – симптоматический (выявление степени дезадаптированности)Методы, позволяющие выявить причины дезадаптацииОсновное направление работы – консультирование самого подростка, педагога, родителей в процессе решения выявленных проблем
Меры по индивидуальной коррекции дезадаптацииПедагогические (метод беседы)Психологические (групповое и индивидуальное консультирование, различные тренинги)Общепрофилактические мерыОрганизационныеАнализ (с использованием социологических методов)ПорфориентационныеМеры повышения психологической грамотности
Пути коррекцииПриобретение навыков рефлексии, самоорганизации и дисциплиныРазвитие эмпатии