Нашим общим контекстом работы является семейная государственная политика и ее первоочередные задачи: Нашим общим контекстом работы является семейная государственная политика и ее первоочередные задачи: укрепление семьи, как социального института, предотвращение роста социального сиротства, реализация права ребенка на жизнь в семье
Формирование четкой системы межведомственного взаимодействия между различными структурами, которые занимаются проблемами семьи и детей на местах. Формирование четкой системы межведомственного взаимодействия между различными структурами, которые занимаются проблемами семьи и детей на местах. Повышение эффективности работы и закрепление устойчивого результата реабилитации ребенка за счет привлечения в реабилитационный процесс всех родственников и других важных в жизни ребенка людей.
Главным в сетевом методе мы считаем вовлечение сети социальных контактов человека в процесс преодоления трудной жизненной ситуации. Метод позволяет мобилизовать различные внутренние ресурсы социального окружения и решать существующие проблемы естественным путем. В этом случае люди сами непосредственно участвуют в принятии важных решений в их собственной жизни или жизни близких. При этом вмешательство извне сводится к минимуму, что позволяет социальному окружению в дальнейшем самостоятельно поддерживать позитивные изменения жизненной ситуации и не становиться зависимыми от служб и учреждений на долгие годы. Главным в сетевом методе мы считаем вовлечение сети социальных контактов человека в процесс преодоления трудной жизненной ситуации. Метод позволяет мобилизовать различные внутренние ресурсы социального окружения и решать существующие проблемы естественным путем. В этом случае люди сами непосредственно участвуют в принятии важных решений в их собственной жизни или жизни близких. При этом вмешательство извне сводится к минимуму, что позволяет социальному окружению в дальнейшем самостоятельно поддерживать позитивные изменения жизненной ситуации и не становиться зависимыми от служб и учреждений на долгие годы.
В случаях острых и хронических кризисных ситуаций в различных социальных системах и во взаимоотношениях между ними(семья,родственники,социальные институты и т.д.).В случаях острых и хронических кризисных ситуаций в различных социальных системах и во взаимоотношениях между ними(семья,родственники,социальные институты и т.д.).В работе с различными категориями семей: кризисной, некомпетентной, асоциальной или мультипроблемной семьёй. Когда социальные связи вокруг ребенка искажены, позитивные восстановительные ресурсы неактивны, в социальной сети часты конфликты или негативные взаимоотношения.
Социальные исследования (сетевая диагностика);Социальные исследования (сетевая диагностика);Мобилизация контактной сети (естественные механизмы изменений); Сетевые встречи(терапия);Сетевая перспектива, широкий учет социального контекста (методология).
Метод носит универсальный характер, не ограничивается работой с детьми и семьями, оказавшимися в трудной жизненной ситуации. Его можно применять как для достижения терапевтических целей (адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья, выпускников детских государственных учреждений, пожилых людей), так и в целях профилактики нарушений взаимоотношений семьи с ближайшим окружением.
На карте отмечаются не только члены семьи и родственники ребенка, но и его близкие друзья, учителя, соседи, знакомые, чиновники и профессионалы, тем или иным образом заинтересованные в судьбе этого ребенка и значимые для негоНа карте отмечаются не только члены семьи и родственники ребенка, но и его близкие друзья, учителя, соседи, знакомые, чиновники и профессионалы, тем или иным образом заинтересованные в судьбе этого ребенка и значимые для него
В карте отражается весь спектр взаимоотношений значимых для ребенка людей, включая характер связей между людьми и степень их значимости. В карте отражается весь спектр взаимоотношений значимых для ребенка людей, включая характер связей между людьми и степень их значимости.
Затем, на основе составленной карты, начинается работа по мобилизации сети контактов, или, другими словами, активизация ресурсов и привлечение внимания значимых для ребенка людей, к решению существующей проблемы.Затем, на основе составленной карты, начинается работа по мобилизации сети контактов, или, другими словами, активизация ресурсов и привлечение внимания значимых для ребенка людей, к решению существующей проблемы.
Состав участников встречи должен быть согласован и одобрен ребенкомСостав участников встречи должен быть согласован и одобрен ребенкомСостав участников представляет собой значимое для ребенка окружение, где взаимодействия нарушены и нуждаются в измененииСостав участников представляет собой значимое для ребенка окружение, где изменение взаимодействия способно привести к выходу из сложившейся ситуации, казавшейся безвыходнойВ состав участников должны входить люди, являющиеся поддержкой для уязвимых участников встречи и люди, которые являются/являлись/будут являться ресурсом в сети контактов ребенка/семьи
1. Сетевая встреча – это не собрание, где есть докладчики и слушатели. Сетевая встреча – это такое взаимодействие всех участников, которое постепенно развивается в диалог между ними, 1. Сетевая встреча – это не собрание, где есть докладчики и слушатели. Сетевая встреча – это такое взаимодействие всех участников, которое постепенно развивается в диалог между ними, независимо от различий в их социальном статусе
Новый опыт переживания, рожденный на встрече, способен привести к изменениям всей системы взаимодействия внутри сети социального окружения ребенка/семьи
3. где сталкиваются и взвешиваются 3. где сталкиваются и взвешиваются разные взгляды на проблему, следствием чего является изменение понимания и отношения к проблеме 4. где ближайшее окружение ребенка мобилизуется (открывается «второе дыхание») и становится способным оказать огромную поддержку семье
5. Изменения характера связи (укрепление и усиление связи) между теми или иными участниками сети 5. Изменения характера связи (укрепление и усиление связи) между теми или иными участниками сети 6. Нахождения новых ресурсов в сети7. Нахождения выхода из кризисной ситуации8. Принятия реалистичных решений в трудной жизненной ситуации и составления плана их реализации
Осенью 2005 года в СРЦ «Отрадное» была помещена несовершеннолетняя Екатерина 12 лет (отец умер, мать воспитанием дочери не занималась, злоупотребляла спиртными напитками, не работала). Посещения матери становились все реже и реже, а переживания дочери интенсивнее. Осенью 2005 года в СРЦ «Отрадное» была помещена несовершеннолетняя Екатерина 12 лет (отец умер, мать воспитанием дочери не занималась, злоупотребляла спиртными напитками, не работала). Посещения матери становились все реже и реже, а переживания дочери интенсивнее. Традиционные способы работы отдельно с матерью и девочкой и в паре результатов не дали. В связи с этим на психолого-медико-педагогическом консилиуме СРЦ было принято решение о применении сетевого метода.
На карте социальных связей Катя указала очень близко всех своих подруг, родственников, ближе всех к себе указала маму.На карте социальных связей Катя указала очень близко всех своих подруг, родственников, ближе всех к себе указала маму.Тему сетевой встречи Катя сформулировала так: «Я хочу жить с мамой».На сетевую встречу были приглашены: мать, ее гражданский муж, ближайшая подруга матери, подруга Кати, воспитатель девочки, ответственный секретарь КДНиЗП, специалист по социальной работе, врач-психотерапевт СРЦ.Вначале встречи много было споров, каждый слушал себя и не слышал других. Однако действия двух ведущих постепенно настроили всех участников на конструктивное взаимодействие по решению проблемы.После проведения встречи мать Кати сказала: «Я поняла, что мне нужна была всего лишь поддержка и вера в меня окружающих, и, оглядываясь назад, я удивляюсь тому, как близко я была к краю пропасти. Сейчас же я знаю, что мне делать». Спустя 2 недели Кате был задан вопрос: «Как сейчас обстоят дела?». Ответом было счастье в глазах ребенка и слова: «Вы помогли моей маме! »
С внедрением сетевого метода изменилось отношение специалистов к проблемам, с которыми они сталкиваются в работе: любое изменение жизненной ситуации ребенка теперь воспринимается не только как задача для специалистов, в решении которых они проявляют всю свою профессиональную компетентность, но как системная задача, для решения которых необходимо привлекать контекст социального окружения ребенкаС внедрением сетевого метода изменилось отношение специалистов к проблемам, с которыми они сталкиваются в работе: любое изменение жизненной ситуации ребенка теперь воспринимается не только как задача для специалистов, в решении которых они проявляют всю свою профессиональную компетентность, но как системная задача, для решения которых необходимо привлекать контекст социального окружения ребенкаРебенок, его родители воспринимаются сейчас не как объекты воздействия, а как субъекты сотрудничества
Помимо внутренних изменений, произошли и внешние изменения: изменилось качество взаимодействия внутри мира систем: сетевая работа повлияла также на упрочение связей между ведомствами. Встречаясь на сетевых встречах специалисты из различных ведомств начинают лучше понимать друг друга и повышают качество своего сотрудничестваПомимо внутренних изменений, произошли и внешние изменения: изменилось качество взаимодействия внутри мира систем: сетевая работа повлияла также на упрочение связей между ведомствами. Встречаясь на сетевых встречах специалисты из различных ведомств начинают лучше понимать друг друга и повышают качество своего сотрудничества
У каждого региона свой опыт внедрения метода. Например, опыт внедрения метода в Москве очень сильно отличается от опыта внедрения его в Иркутской области, Алтайском Крае или Ханты-Мансийском автономном округе. У каждого региона свой опыт внедрения метода. Например, опыт внедрения метода в Москве очень сильно отличается от опыта внедрения его в Иркутской области, Алтайском Крае или Ханты-Мансийском автономном округе.