Квалификационная работа по теме: «Формирование исследовательских умений и навыков младших школьников в учебно-воспитательном процессе» Морозова Ольга Геннадиевна учитель I квалификационной категории МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 86 с углубленным изучением иностранных языков» Советского района города Казани
Цель исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить успешность обучения младших школьников в процессе исследовательской деятельности. Объект исследования – обучение и воспитание младших школьников. Предмет исследования- формирование исследовательских умений и навыков младших школьников в процессе обучения. Гипотеза исследования – обучение младших школьников будет успешным, если включать младших школьников в исследовательскую деятельность.
Задачи исследования: 1.На основе теоретического анализа выявить сущность и условия реализации исследовательского обучения в школе. 2. Определить особенности организации исследовательской деятельности младших школьников. 3. Диагностически обосновать успешность обучения младших школьников в процессе исследовательской деятельности.
Сущность и условия реализации исследовательского обучения Исследовательская деятельность учащихся – процесс совместной работы учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов. Условия реализации: организация исследовательской деятельности с опорой на собственный опыт ребенка; исследовательская активность учащихся (наблюдения, путешествия и т.д.); четкая постановка цели исследования; профессиональное мастерство учителя.
Особенности организации исследовательской деятельности младших школьников Целенаправленная систематическая работа на всех ступенях начального образования; учет возрастных психолого-физиологических особенностей детей младшего школьного возраста; соблюдение правил выбора темы (интересна, оригинальна, несет познавательный заряд); сочетание желаний и возможностей; наличие необходимых средств и материалов; контроль исследовательской деятельности учащихся со стороны педагога; защита результатов исследования.
Исследовательский проект - как одна из форм сотрудничества учителя, учеников и родителей. Цель: установить тесное сотрудничество, взаимосвязь между детьми, родителями и учителем. Правила: не бояться дарить детям положительные эмоции; не стараться видеть только отрицательные эмоции за поступками ребенка; чаще использовать просьбы и поощрения, чем приказы и наказания; учить ребят радоваться своим успехам и успехам своих товарищей; учить детей не бояться выражать свои положительные эмоции.