Система оценки качества образования в рамках КПМОДиректор школы Димитриади В.А.Система оценки качества образования в рамках КПМОДиректор школы Димитриади В.А.
Качество образования – фундаментальная характеристика результата, процесса, образовательной системы на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов. Оценка качества образования – это деятельность, результатом которой является установление степени соответствия измеряемых образовательных результатов, условий их достижения и обеспечение общепризнанных, зафиксированных в нормативных документах и локальных актов требований к качеству образования.
Построение адекватной системы оценки качества образования является наиболее сложной задачей Комплексного проекта.
Приказом Министерства образования Саратовской области №390 от 12.03.08г. утверждено Положение о региональной системе качества образования
Цели и задачи региональной системы качества образования: 1. Приведение условий обучения и воспитания в соответствие требованиями государственных образовательных стандартов
Цели и задачи региональной системы качества образования: 2. Повышение объективности контроля и оценки учебных достижений обучающихся.
Цели и задачи региональной системы качества образования: 3. Повышение эффективности управления качеством образования на всех уровнях.
Цели и задачи региональной системы качества образования: 4. Повышение уровня информированности потребителей образовательных услуг.
Цели и задачи региональной системы качества образования: 5. Объединение существующих в регионе структурных элементов и информационных потоков в единую систему оценки качества, способную оперативно получать информацию о состоянии качества общего образования на уровне образовательного учреждения, муниципалитета и региона.
Цели и задачи региональной системы качества образования: 6. Создание единого информационного пространства.
Цели и задачи региональной системы качества образования: 7. Формирование системы измерителей для всех категорий участников образовательного процесса.
Цели и задачи региональной системы качества образования: 8. Проведение системного мониторинга качества образования на различных ступенях обучения, в том числе в рамках федеральных и международных исследований.
Цели и задачи региональной системы качества образования: 9. Усиление государственно-общественного характера управления качеством образования, обеспечение возможности доступа к информации о качестве образовательных услуг широких кругов общественности, согласование представлений о качестве образования участников образовательного процесса и внешкольного сообщества.
Структура системы оценки качества образования Саратовской области
Структура регионального центра оценки качества образования Саратовской области
Структура методического отдела управления образования ММР Центр организации повышения квалификации;Центр информационно-методического обслуживания;Аттестационно-диагностический центр;Центр прогнозирования и экспертизы инноваций
Критерии оценки качества образования Критерий первый - оценка условий организации функционирования систем образования:
Показатели: качество организационной модели образовательного учреждения;реализация современных технологий управления;соответствие особенностей социальной среды обучающихся и воспитанников и социального запроса на образовательную услугу;участие в развитии муниципальных сетей образовательных учреждений;соответствие уровня реализации программ развития учреждений и инновационной работы результативности участия в конкурсных процедурах в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и т.д.;соответствие темпов и качества подготовки педагогов изменениям содержания и технологий образования, качеству подготовки выпускников;соответствие здоровьесберегающих технологий показателям сохранения здоровья обучающихся и воспитанников, уровня физического развития школьников и т.д.;
Критерии оценки качества образования Критерий второй - ресурсное обеспечение
Показатели:состояние материально-технической базы;соответствие оснащенности учебных кабинетов требованиям государственных стандартов общего образования первого поколения и эффективности использования поставляемого оборудования;соответствие общеобразовательных учреждений требованиям пожарной, террористической безопасности, СанПиН;уровень сетевого взаимодействия в рамках единого информационного пространства.
Критерии оценки качества образования Критерий третий – качество учебного плана и учебных программ
Показатели:качество учебного планаа) сбалансированность федерального к регионального компонентов;б) полноценное отражение специфики образовательного учреждения;в) учет пожеланий учащихся и их родителей, обучение по индивидуальным образовательным маршрутам;г) специально выделенное время на исследовательскую и проектную деятельность учащихся.качество учебных программа) преемственность и согласованность содержания программ по годам обучения и предметным областям;б) наличие кадров и учебно- методического обеспечения;в) интегративность учебных курсов;г) вариативность элективных курсов по выбору, наличие курсов психологического и компьютерного сопровождения;д) наличие системы информационного обеспечения
Критерии оценки качества образования Критерий четвертый - оценка образовательного и воспитательного процесса:
Показатели:эффективность реализации приоритетного национального проекта «Образование»;соответствие эффективности предшкольной подготовки детей старшего дошкольного возраста уровню адаптации детей к школе, компетентностного уровня обучающихся 4-х классов требованиям преемственности при переходе в основную школу;соответствие качества совершенствования структуры и содержания образования в начальной школе уровню образовательных достижений и здоровья обучающихся;соответствие качества предпрофильной подготовки устойчивости показателей профильной ориентации выпускников основной школы и дальнейшему уровню образовательных достижений в профильных классах; соответствие качества профильного обучения результативности участия в профильных олимпиадах, конференциях, уровню достижения государственных образовательных стандартов профильного уровня;соответствие уровня стимулирования деятельности классных руководителей и уровня воспитанности обучающихся, доли правонарушений и преступлений среди обучающихся, степени занятости;
Критерии оценки качества образования Критерий пятый – достижения учащихся
Показатели: Учебные достижениясоответствия уровня образовательных достижений школьников требованиям государственных стандартов общего образования первого поколения (в рамках процедур государственной аккредитации образовательных учреждений и комплексных проверок) при использовании различных технологий обучения;сформированность надредметных умений и навыков;воспитанность;уровень развития креативной, интеллектуальной, эмоционально-волевой ценностно-мотивационный сфер личности;Внеучебные достиженияпроцент участников научных обществ, клубов, кружков от общего числа учащихся;процент победителей, соревнований и конкурсов разного уровня от общего числа участников;количество участвующих в региональных, муниципальных, российских и международных социальных проектах;
Критерии оценки качества образования Критерий шестой – оценка результатов образовательной деятельности
Показатели: результаты единого государственного экзамена;результаты независимой формы государственной (итоговой) аттестации выпускников IX классов;результаты международных исследований;исполнение законодательства в сфере образования на муниципальном уровне и уровне образовательных учреждений; результаты социологических опросов родителей;результаты рейтинга образовательных учреждений внутри муниципальных систем образования.
Критерии оценки качества образования Критерий седьмой – педагогический коллектив как команда
Показатели: Активность педагогического коллектива как командыпроцент учителей с высшей категорией и участников различных педагогических конкурсов от общего числа педагогов;процент учителей участвующих в работе научных и творческих лабораторий, РМО, ОШ, мастер-классах, методических днях, семинарах, в создании образовательных и социальных проектов; Индивидуальные достижения педагоганаличие званий, наград ученой степени, категорийности;участие и победа в профессиональных конкурсах;результативность самообразовательной работы;повышение квалификации.
Критерии оценки качества образования Критерий восьмой – школьная культура и психологический климат.
21 марта 2008г. В г.Саратове прошло общественное обсуждениереализации комплексного проекта модернизации образования на территории Саратовской области.
Конечной целью является построение объективной системы оценки качества образования согласованной с интегральным потребителем образовательных услуг (личность, общество, государство)