ФОРМИРОВАНИЕ ЖИЗНЕННЫХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ АДАПТИВНОЙ СЕЛЬСКОЙ ШКОЛЫ
Адаптивная школа – это школа со смешанным контингентом учащихся, где учатся одаренные и ещё не раскрывшие своих способностей дети, а также дети, нуждающиеся в коррекционно-развивающем обучении. Для достижения целей образования школа выбрала стратегическую идею – реализацию личностно-ориентированного образования.Чтобы правильно организовать личностно-ориентированное образование учащихся, надо установить те условия и факторы, которые определяют процесс формирования личности человека.
УСЛОВИЯ И ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ ЧЕЛОВЕКА- природные задатки человека, определяющие возможности развития его личностных способностей и черт характера. В процессе жизни, воспитания и самовоспитания эти задатки могут быть развиты в способности и таланты, а могут быть и погублены неразумным воспитанием. Главное – направить усилия на развитие у каждого школьника силы воли для преодоления соблазнов и слабостей, таящихся в природе человека и в окружающей среде;- особенности семьи и ее отношение к ребенку. Сейчас семейное воспитание переживает тяжелейший кризис: распространение преступности, пьянства, курения, наркомании, огромное число разводов приводит к тому, что значительное число детей не получает разумного семейного воспитания. Поэтому школа должна возмещать издержки семейного воспитания. Это одна из важнейших задач школы в современных условиях;- социальная среда, в которой живет и развивается человек, которая оказывает на него воздействие опосредованно, через создание общественного мнения, шкалы ценностей, господствующих взглядов;- воспитательное учреждение, в котором получает образование человек. От того, какое это учреждение, какие цели оно реализует, какова социальная среда, создаваемая в нем, каково влияние на обучаемых и воспитуемых, решающим образом зависят особенности и характер формируемой личности учащегося.
Для того, чтобы перейти к средствам, способам, методам, которыми можно осуществлять демократически и гуманистически ориентированное воспитание, необходимо высказать наше отношение к основным понятиям. Образование
Педагогическая поддержка – процесс совместного с ребёнком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий(проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достичь желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, образе жизни.
Одним из основных средств, реализующим личностно-ориентированное образование, является создание системы педагогической поддержки, которая направлена на развитие «самости» ребенка:Саморазвитие;Самосознание;Самодеятельности;Самоопределение;Самореализация;
Трудности учащихся в обучении и воспитании
Проблемные группы с I- IX классРуководители групп ( I-IX )Психологи (I-IX )Педагоги русского языка и математики (V- IX )Физического воспитания (I-IX )Трудового обучения (V- IX )
Научно –методическое сопровождение руководителя Список уч-ся проблемной группыРасписаниеХарактеристика группыПрограмма руководителяСоциальный паспортДиагностико - реабилитационная картаДиагностика параметров поведенияСводная ведомость отметок уч-ся по четвертямДиагностика развития УО и КО по четвертям
Программа психологического сопровождения уч-ся начальной школыРазвитие познавательных умений и способностей, необходимых для успешного обученияРазвитие социально-коммникативных уменийФормирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я- концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня тревожности
Программа психологического сопровождения уч-ся V- IX классовРазвитие познавательных умений и способностей, необходимых для успешного обученияРазвитие социально-коммникативных уменийФормирование устойчивой учебной мотивации на фоне позитивной «Я- концепции», устойчивой самооценки и низкого уровня тревожностиФормирование потребности в самосовершенствовании, в профессиональном самоопределении
Программы по русскому языкуДать уч-ся определенный программный круг знаний по разделам «Словообразование и орфография», «Морфология и орфография», «Части речи», «Синтаксис и пунктуация»;Сформировать умения и навыки связного изложения мыслей в устной и письменной форме;Сделать содержание программы доступным для усвоения, сохранив общие цели и задачи курса русского языка.
Педагогические технологии и средства обученияРазноуровневое обучение;Коллективное взаимообучениеИгровые технологии: ребусы, шарады, творческие диктанты, сочинения - миниатюры и т.д.Здоровьесберегающие технологии
Использование ИКТ позволяет повысить мотивацию к обучению, интерес – регулярное посещение занятий.
Использование схем, опор, приемов обратной связи, создают ситуацию успеха как главное условие развития детей в обучении; предупреждение ошибок, а не работа над уже совершёнными ошибками; дифференциация, т.е. доступность знаний для каждого; опосредованное обучение (через знающего человека учить незнающего)
Программа « Математика в проблемной группе»Ликвидировать проблемы в знаниях;Развивать интерес к изучаемому предмету;Формировать прочное и сознательное овладение учащимися системой математических знаний и умений;Развивать логическое мышление;Научить планировать свою работу;
Интерес школьника к учению надо рассматривать как один из самых мощных факторов обучения. Игровое обучение – это не уступка ленивому ученику, а обучение должно вызывать удовольствие. Математику надо рассматривать не как систему истин, которые надо заучивать, а как систему рассуждений, требующую творческого мышления. Игровой мотив способствует: - активности мыслительной деятельности, -повышает концентрацию внимания, настойчивость, работоспособность, - создаёт дополнительные условия для появления радости, удовлетворённости, чувства коллективизма.
Программа «Прикладное искусство» (V- IX классы) и «умные руки» ( I- IV классы) Развивать внутреннюю активность детей;Обучать умению и навыкам самостоятельно выполнять различные виды работ;Формировать и развивать интерес к трудовой деятельности;Помочь детям развивать свои способности и наклонности;Воспитывать трудолюбие, дисциплинированность, культуру труда, коммуникативные способности
Одной из форм является "работа в парах«, « в группах». Учащимся предоставляется возможность "учиться - обучая": объяснять учебный материал другим. Процесс обучения при "работе в паре" и « в группах» приближается к реальной жизни, в которой приходится быстро ориентироваться в изменяющейся обстановке и принимать решение
Программа физического воспитанияУкрепление здоровья, физическое развитие и повышение работоспособности учащихсяСовершенствование жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, метании Обучение физическим упражнениям из таких видов спорта, как гимнастика, легкая атлетика , а также подвижным играм и техническим действиям спортивных игр, входящих в школьную программу;Развитие основных физических качеств: силы, быстроты, выносливости, координации движений, гибкости;Формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; Развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, утренней гимнастикой, физкультминутками и подвижными играми;
Участие учащихся проблемных групп в спортивных соревнованиях « Веселые старты», « А, ну-ка, мальчики»
Программа « Школа этики» I-IV класссформировать положительную эмоциональную Я-концепцию;ознакомить с понятиями «нравственность», «добро», «совесть», «любовь», «трудолюбие», «долг»;расширить, углубить и систематизировать доступные пониманию детей знания о моральных нормах и правилах культурного поведения;пробудить у ребенка интерес к самому себе, своему внутреннему духовному миру;сформировать самооценку своих качеств, своих достижений и возможностей;создать у учащихся первый опыт самоанализа, саморегуляции поведения.
Форма проведения занятийБеседаРолевые игры
«Школа этики» - начало пути социально-педагогического сопровождения учащихся, где создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности. «Я и мой дом»«Культура внешности»Культура поведения (общение)«Общечеловеческие ценности»«Азбука нравственности»
«Школа самоопределения и профессиональной ориентации» V-IX классахвыявить интересы, склонности и способности подростка;сформировать правильное адекватное отношение к себе, самооценку;побудить к самопознанию, самовоспитанию, формировать мотивы самопознания, самовоспитания;раскрыть возможности человека в его стремлении решить проблемы, стать лучше, пробудить веру в свои силы;формировать сознательное отношение к учению;формировать оптимальной мотивации самоутверждения, уважения к себе, чувства собственного достоинства;формировать эмоционально положительной Я-концепции;ознакомить с понятиями: самоопределение, самореализация, профессия, жизненный выбор;преодолеть подростковый негативизм, цинизм во взглядах на жизнь;подготовить к встрече со стрессами, трудностями;формировать мотивацию самоопределения, понятия о жизненном выборе, его связи с судьбой человека.
Форма проведения занятийСтроя занятия по методу проекта руководитель создает условия развития проектной деятельности учащегося. Этот метод силен своей:-целенаправленностью,-преобладанием практической мотивации над познавательной. Решаются проблемы, взятые из реальной жизни, знакомые и значимые для учащихся. Создается система целевых ориентаций подростка, которые определяют его перспективы.
Почему школьнику нужен режим?Познай себя и других Профориентация. (Экскурсии на почту, в магазин, в аптеку. Знакомство с профессиями людей, работающих в этих местах.)Мой нравственный выбор «Суд над курением» (ролевая игра)Конфликты в нашей жизни (беседа).Как быть с другими плохими привычками?