Развитие критического мышления на уроках литературы в 5 классе Комарова С.К., учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7
Возрастные особенности пятиклассников5-классник переходит на внутригруппо-вые нормы поведения. В этом возрасте начинает угасать дух интеллектуального соперничества. Переутомляемость, неорганизованность, импульсивность – всё это связано с нервно-психическим состоянием, а также с физиологичес-кими особенностями: рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма.Факторы, требующие применения технологии «Развития критического мышления»:способности младших подростков развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции;угасание духа интеллектуального соперничества – равнодушие к учёбе;у ребёнка постепенно появляется чувство взрослости;возникает повышенная критичность к себе и окружающим.
Глоссарий(собрание непонятных слов и выражений с разъяснением)Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимо-действовать с информационной реальностью.Общее для всех мыслительных стратегий – строение образовательного процесса:вызовосмыслениерефлексия
Вызов – актуализация имеющихся знаний и смыслов по данной теме; пробуждение интереса к теме; предположения учащихся о путях освоения новой темы. Основной приём – изучение биографииПриступая к изучению темы «А.С.Пушкин», необходимо спросить учеников, что они знают о биографии и творчестве поэта, как звали его няню, какую роль она сыграла в его жизни, какие стихи он посвятил своей няне.После беседы можно почитать текст учебника, выяснить, что нового ребята узнали, а затем приступить к изучению стихотворения «Няне».Анализ текста начинаем с того, что непонятно. Возможно, появятся вопросы: почему стих-е называется «Няне», почему «вороты», что значит «чёрный отдалённый путь» и другие.
Осмысление – «Что это значит для меня?», « Зачем мне это нужно», сопоставление материала с изученными данными.Главный прём – чтение с остановкой («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»)Характеристика персонажа, сопоставле-ние эпизодов, работа над проблемой, сравнение со сказкой В.А.Жуковского «Спящая царевна».Анализ авторской характеристики персонажа через описание: но зато горда, ломлива, своенравна и ревнива Ревность к кому, а в сказке к чему ( к красоте другой ) Анализ авторской характеристики персонажа через поступки: богатыри узнают, что у царевны есть жених: …ей поклонились, потихоньку удалились и согласно все опять стали жить да поживать
Рефлексия - самостоятельная систематизация нового материала, определение пути дальнейшего изученияОсновной приём – отзыв о про-читанном, эссе, сочинение сказок, басен, загадок и т.д. (В.А.Жуковский «Кубок»).Выберите характеристики, соответству-ющие персонажам царь, паж (смелый, капризный, отважный, влюблённый, самовлюблённый, неумолимый, храбрый, отчаянный, самодовольный, жестокий).Сделайте вывод, кого жалеет, кого осуждает. Как вы это поняли ? (Работа с текстом)Напишите о ваших впечатлениях после прочтения и изучения баллады «Кубок». ( Эссе).
Формирование понятийОсновные учебные цели уроков литературы:1)Формирование личностного отношения к прочитанному;2) осмысление литературы как словесного вида искусства на материале произведений, учитывающих интересы учащихся данной возрастной группы.Невозможно добиться этих целей без формирования теоретико-литературных понятий (тропы и композиция): метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, аллегория, антитеза, гипербола, инверсия и т.д.Уровень развития речи – показатель разви-тия критического мышления. Этому способ-ствуют как письменные, так и устные ответы учащихся.